Крушение самолета «Руслан» на жилой дом в Иркутске. Крушение «Руслана»

6 декабря исполнится 20 лет со дня авиакатастрофы в Иркутске-II. Тогда на жилой квартал упал военно-транспортный самолет АН-124 «Руслан». Погибли 72 человека, в том числе воспитанники детского дома, на здание которого обрушились обломки. В ГУ МЧС России по Иркутской области накануне скорбной даты собрались спасатели и очевидцы крушения, чтобы вспомнить события двадцатилетней давности.

13 107 25

Аудиоверсия материала

Это была суббота. «Руслан» выполнял рейс Москва - Иркутск - Владивосток - Камрань, он должен был доставить во Вьетнам два истребителя. С аэродрома Иркутска-II судно поднялось в воздух в 14:44. Едва самолет пересек ограду аэродрома, как по очереди отказали три двигателя из четырех.

На летном поле за взлетом по правилам безопасности следили пожарные. Для сопровождения сверхтяжелого самолета выставили десять машин пожарного гарнизона. Сергей Белоусов, который тогда работал помощником начальника восьмой пожарной части, вспоминает: когда самолет взлетел, у двигателя промелькнуло что-то красное, будто искры. Сначала судно поднималось, потом пошло прямо и вдруг начало опускаться. Сергей Белоусов закричал напарникам, что надо ехать вперед, к самолету. Машины тронулись, перед глазами возник черный дым, у спасателей заработала рация - им сообщили, в каком месте упал «Руслан». Расчеты прибыли туда буквально через пять минут.

В памяти такое происшествие останется навсегда. У меня жена с ребенком и тещей находились на 400 метров дальше от места падения. Я молился, ехал и переживал, - рассказывает Сергей Белоусов. - Но наша служба такова, что пришлось отбросить все личное. Переключился, начал смотреть гидрант, где и как машину установить, когда нам сказали адрес. По ходу движения проводил разведку, смотрел, как лучше подъехать, с какой стороны ветер. Там я уже забыл о своих близких, полностью отдался работе.

Самолет рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Обломки разлетелись по округе. Хвост врезался в пятиэтажку на улице Мира и повредил ее, какие-то части полетели в здание детского дома № 1. Разлившийся керосин вспыхнул в один миг, начался страшный пожар. Те, кому чудом удалось уцелеть дома, звали на помощь из открытых окон и с горящих балконов.

Погибли все восемь членов экипажа и 15 пассажиров самолета, 49 жителей района, на который рухнул АН. Трагедия унесла жизни 14 детей. Самолет упал на дома, где жили в том числе семьи некоторых пожарных, провожавших «Руслан». В 45-м доме сгорела семья одного из них. Там же погибли два мальчика, родители стали свидетелями этого ужаса. Историю семьи в 2007 году в документальном фильме про авиакатастрофу рассказал глава МЧС Сергей Шойгу:

Они гуляли с родителями, решили зайти домой, чтобы взять с собой собаку, и в этот момент самолет.

Еще говорят, что в 45-м доме в тот роковой день играли свадьбу, гости ждали жениха и невесту, но молодожены задерживались, и это спасло им жизнь.

Галина Крюкова, которая на тот момент была директором детского дома, рассказывает: сначала думали, что произошло землетрясение.

Это был сон-час, - вспоминает женщина. - Дошколята спали. Поэтому на улицу выбежали босиком, раздетые. А день был морозный. И в автобусах мы их так и везли.

Детей эвакуировали в школу-интернат № 13. Оставаться в детском доме было невозможно, ведь одна его половина выгорела, другую залили пожарные.

Конечно, жертв могло быть больше, но наши дети ушли на мероприятие в дом творчества, кто-то был на катке. Нам просто повезло немножечко, что детей в помещении было мало, - рассказывает Галина Крюкова. - Сначала мы нашли обгоревшими двух девочек, а на пятый день у нас умерла Аня Зернис. Очень сильно пострадал сын воспитательницы Макар, его отправляли в Москву, он прожил полтора месяца. С большими ожогами была Римма Васильева, девочка, которая сегодня работает поваром в столовой авиационного завода. Поддерживает отношения, но на особый разговор она не решается выйти.

Валерий Перфильев, он в тот год был заместителем начальника управления государственной противопожарной службы, удивляется, как самолет не взорвался. Говорит, для этого были все предпосылки.

Руслан был заправлен на 110 тонн, его полная заправка 180 тонн. Недозаправка 70 тонн - это наличие в самолете взрывоопасной смеси. И почему он при падении не взорвался, совершенно непонятно. Раз взрыв не произошел, значит, территория залита керосином. Керосин под снегом, керосин везде. Что делать? Если мы начнем выводить силы и средства, прекратим тушение зданий, керосин сразу вспыхнет. Мы решили продолжить тушить, лить воду. Лили умышленно, чтобы смывать остатки керосина. И наращивали силы и средства, хотя пожар удалось локализовать в течение часа несмотря на то, что он был очень сильным. До 17 часов мы продолжали запрашивать силы и средства, чувствуя опасность, рискуя. Другого выхода не было.

Пожар тушили больше полутора суток, а чтобы ликвидировать последствия катастрофы, понадобилось шесть дней. Геннадий Файзрахманов, он тогда возглавлял управление государственной противопожарной службы, рассказывает, что спасатели проявляли чудеса мужества. Работали на морозе, воду пришлось доставлять с Ангары, район бедствия не мог обеспечить бесперебойное водоснабжение, поэтому протянули шесть километров линии от реки.

После того как потушили огонь, надо было убирать обломки, снимать хвост с пятиэтажки. Железнодорожники предоставили мощные осветительные системы, которые помогали работать ночью, выделили специальные подъемники и канаты, строители пригнали тяжелую технику.

Место катастрофы охраняли два кольца оцепления. Второе кольцо сделали, когда началось мародерство. Выставили курсантов школы милиции, военных, пожарных. Валерий Перфильев вспоминает, что многие жители района считали своим долгом накормить и обогреть тех, кто работал на месте трагедии.

Такого единения населения с пожарными, с пострадавшими за практически 40 лет службы я не видел, - говорит мужчина. - Это было удивительное явление. До утра пожилые люди стояли с чаем, предлагали все, любые услуги: домой погреться, накормить, напоить, носки приносили, перчатки, мне там какая-то бабушка дала белые перчатки, я говорю: «Куда мне белые?» Хотел отказаться, а она мне так ответила, что пришлось надеть прямо при ней.

Черные ящики «Руслана» серьезно повредил огонь, поэтому восстановить полную картину трагических событий не смогли. Официально причиной отказа двигателей названа перегрузка самолета, но в разные годы выдвигались разные версии, почему судно могло упасть. Например, было предположение, что во время взлета кто-то из пассажиров совершил звонок по китайскому радиотелефону и это повлияло на работу техники. Еще была версия, что в керосине оказалось повышенное содержание воды, она замерзла, и лед забил топливные фильтры.

Дом № 45 на улице Гражданской снесли сразу после трагедии вместе с выгоревшими деревянными бараками. Детский дом в 1999 году реконструировали, а на месте падения самолета построили храм. В его основание заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в катастрофе своих родных и близких. Каждый год 6 декабря в храме проходит гражданская панихида по погибшим. Всегда в одно и то же время - в 14:45.

25

В 1997 году случилась огромная трагедия – на жилой дом упал самолет. Жертвами стали 72 человека, в основном, те, кто был в тот момент в своих квартирах, в том числе 14 детей. Более 70 семей остались без крыш над головой. Самолет Ан-124 “Руслан” с выключенными двигателями, отказавшими по неизвестной причине, упал в поселке авиастроителей Иркутск-II, полностью разрушившись. На борту размещалось два штурмовых самолета СУ-27, проданных во Вьетнам по цене 30 000 000 долларов каждый, и экипаж в составе 16 пилотов и 30 техников. Борт был полностью заправлен горючим, общий объем которого превышал 140 тонн.

Спустя 1 минуту 20 секунд после взлета экипажу сообщили о видимом с левого двигателя выхлопе пламени, одновременно пилоты сообщили диспетчеру об отказе двух левых двигателей. Впереди по курсу у “Руслана” были многоэтажки, где находились тысячи человек. С высоты 66 метров самолёт начал снижаться и экипаж сделал все возможное, чтобы не врезаться в высотки. Летчики пытались дотянуть до пустыря и не задеть жилые дома, но “Руслан” наклонился влево и в момент падения левое крыло зацепило деревянное двухэтажное здание, от чего самолет развернуло и он упал на кирпичную четырехэтажку, при этом задев находящийся рядом детский дом, в котором в это время был тихий час. Горючее из баков разлилось по земле и сразу загорелось. Задохнулись 2 девочки, еще несколько детей попали в ожоговый центр. Пострадавшее здание и задний двор примыкающей школы были моментально охвачены огнем. Мало кому удалось спастись самостоятельно. Через несколько минут после катастрофы первые пожарные машины прибыли на место катастрофы - пожарные вынесли 27 человек из горящих квартир. В «иркутской истории» это обстоятельство оказалось фатальным. По словам очевидцев, двигатели «Руслана» стали издавать еще на взлете хлопки, брызги, языки пламени. Однако отменить взлет было уже нереально. По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно.

Пожар смогли потушить только к следующему утру, но отдельные очаги еще дымились и периодически загорались. Через некоторое время были расшифрованы записи трех найденных «черных ящиков» – в соответствии с этими данными, самолет упал, потому что у него одновременно отказали три двигателя. Вины экипажа в аварии не было найдено – самолет пилотировали опытные и подготовленные специалисты, профилактика самолета проводилась в этом же году, с начала эксплуатации ресурс часов самолет еще не вылетал. По основной версии, причина катастрофы – нахождение машины на морозе с пустыми двигателями. В результате вода, содержавшаяся с горючим, замерзла и превратилась в лед. После запуска двигателя ледяные пробки, образовавшиеся при переводе двигателей в рабочий режим, сорвались и заклинили механизмы. В результате этого отказали двигатели.

Другие связывают причины катастрофы с погодными условиями. Температура была очень низкой при полном воздушном штиле, а это значит, что воздух был насыщен смогом и выхлопными газами города и содержал мало кислорода. Вследствие этого на границе аэродрома и города, как раз на траектории взлета воздушной машины, создалась разность температур и состава воздуха. При наличии этих обстоятельств мог произойти срыв пламени в двигателях и их остановка.

Впрочем, любая катастрофа – чаще всего результат не одной конкретной причины, а целой цепочки. 14 января 1998 года, через 40 дней после трагедии, иркутяне провели панихиду по погибшим в катастрофе Ан-124 - «Руслан». У памятного знака в Иркутске-II собрались родственники и соседи погибших, пострадавшие, представители областной и городской администрации.

Ровно 20 лет прошло со дня трагического падения самолета Ан-124 на жилой дом в Иркутске. Жители дома №45 по улице Гражданской в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.

Ан-124 «Руслан» - это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.

6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.

От огромного самолета осталась лишь хвостовая часть. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

О событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин , подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:

Игорь Уткин

«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».

К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.

Ликвидация пожара. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

«После падения начался страшный пожар, - продолжает Игорь Уткин. - Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».

К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.

«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», - рассказывает Игорь Уткин.

Дом №45 по улице Гражданской. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, - вспоминает Наталья Бочкарникова . - В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне... Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».

Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.

«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, - рассказывает иркутянин Андрей Николаев , - Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».

Сгоревшие автомобили. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

Во время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.

«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева . - На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».

Пожарные работали на холоде, не замечая его. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

В Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.

В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.

Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.

Сергей Шойгу на месте катастрофы. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

Виновные не названы

Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.

Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.


  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • © Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

  • Борис Хлебников

  • © Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

  • © Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

  • ©

МОСКВА, 6 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Огромный военный борт уходит в глубокий крен, едва оторвавшись от взлетно-посадочной полосы. Пилот отчаянно тянет на себя штурвал, пытаясь увести обреченный самолет в сторону от жилой застройки. Но "Руслан" уже полностью неуправляем: сотни тонн металла и авиационного керосина на взлетной скорости обрушиваются на многоэтажные дома. Двадцать лет назад, 6 декабря 1997-го, тяжелый над микрорайоном авиастроителей на севере Иркутска. Эта трагедия, ставшая одной из самых страшных авиакатастроф последних десятилетий, унесла жизни 72 человек. Ее точную причину выяснить не удалось до сих пор. О том, как развивались события в тот день, — в материале РИА Новости.

Тридцать пять секунд

Борт RA-82005 получает добро на взлет от диспетчера экспериментального аэродрома Иркутск-2 в 14:40 по местному времени 6 декабря 1997 года. Полностью заправленный и загруженный самолет весит более 350 тонн — 150-180 тысяч литров топлива во внутренних баках, два "голых" 17-тонных истребителя Су-27УБК для вьетнамских ВВС в грузовом отсеке, восемь членов экипажа и 15 пассажиров. Впереди — многочасовой перелет в Камрань с посадкой во Владивостоке. Рутинный, в общем-то, рейс для опытного командира воздушного судна подполковника Владимира Федорова, налетавшего за свою богатую практику 2800 часов на тяжелых транспортниках. Не вызывает подозрений и сам 12-летний "Руслан", отработавший цикл "взлет-посадка" 576 раз, что для такого самолета не так уж и много.

Метеоусловия — штиль. Температура воздуха — минус 20, видимость 3000 метров. Лучше и не придумаешь. В 14:42 подполковник Федоров плавно толкает от себя рычаг управления двигателем. Ан-124, постепенно набирая скорость, бежит по взлетке. Отрыв происходит в расчетной точке на удалении 1900 метров от начала разбега. А дальше начинается какая-то чертовщина.

Сразу после взлета начинает чихать брызгами пламени третий двигатель. Ровно через три секунды он глохнет. Прерывать полет уже поздно — точка так называемого "времени принятия решения" осталась далеко позади. Шесть секунд спустя на высоте 22 метра останавливается второй двигатель. И почти сразу же — первый. Экипаж успевает сообщить диспетчеру об отказах двух левых движков. Владимир Федоров приказывает подчиненным перезапустить хотя бы один из них… и на этом связь прерывается. Самолет, идущий на одном двигателе, резко заваливается влево. "Руслан" задевает крылом деревянный двухэтажный дом, разворачивается и врезается в кирпичную пятиэтажку, задев расположенный рядом детский дом. С момента отрыва Ан-124 от взлетной полосы до крушения проходит ровно 35 секунд.

Страшная суббота

Шестое декабря в 1997 году пришлось на субботу. Жильцы обреченных домов занимаются своими делами. Кто-то смотрит телевизор, кто-то готовит обед, кто-то гуляет во дворе с собакой. А кто-то, как позже рассказывали очевидцы, весело празднует свадьбу. Привычная жизнь десятков людей за считаные секунды превращается в ад. Удар основной части фюзеляжа принимает на себя жилой дом № 45 по улице Гражданской. Полторы сотни тонн авиационного керосина — это эквивалент двух железнодорожных цистерн — мгновенно воспламеняются и сразу же охватывают огнем пятиэтажку с деревянными бараками неподалеку. Хвост самолета после падения отделяется, врезается в дом № 120 по улице Мира и начисто срезает с фасада все балконы.

Первые отряды пожарных прибывают к месту катастрофы практически моментально. Времени на развертывание тяжелой техники нет — спасатели бегут к горящим домам с легкими лестницами, чтобы успеть спасти жильцов, в панике выбежавших на балконы. Вытащить удается далеко не всех: в пожаре погибают 49 иркутян, в том числе 14 детей.

Тушение горящего топлива и разбор завалов продолжались более полутора суток. Дом № 45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после случившегося. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Сейчас на месте трагедии стоит церковь Рождества Христова. А дом № 45 по улице Гражданской сегодня не найти ни на одной карте — местные власти так и не решились присвоить этот роковой номер другому зданию.

Виновных нет

О том, что в те секунды происходило в кабине экипажа Ан-124, мы не узнаем никогда. Оба бортовых самописца оказались в самом эпицентре пожара и выгорели практически полностью. Следствие с самого начала лишилось главных источников информации. По официальной версии, причиной крушения стало последовательное выключение трех двигателей самолета во время взлета и набора высоты. Выяснить, почему это произошло, не удалось ни при помощи средств объективного контроля, ни экспериментальным путем. Одной из возможных причин эксперты называли большую перегрузку воздушного судна. Вместе с тем специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д-18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор Сич".

Озвучивались и другие предположения. В частности, в 2009 году генеральный конструктор Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" (предприятие-разработчик двигателей для Ан-124) Федор Муравченко выступил со своей версией причин катастрофы. На основе проделанных им исследований, опытов и теоретических выкладок он пришел к выводу, что к катастрофической ситуации привело повышенное содержание воды в авиационном топливе и, как следствие, образование льда, забившего топливные фильтры. Это, по мнению Муравченко, и вызвало помпаж двигателей с их последующей остановкой.

Высказывали свои мнения и пилоты. В частности, летчик-испытатель первого класса полковник Александр Акименков предположил, что отказ двигателей произошел, вероятно, из-за звонка по радиотелефону, сделанного одним из пассажиров, бывших на борту. В результате мог случиться сбой электроники самолета. Как бы то ни было, подтвердить это сегодня не представляется возможным. Настоящие причины крушения борта RA-82005 так и останутся одной из главных загадок авиакатастроф последних десятилетий.

Стоит отметить, что тяжелые дальние транспортные самолеты Ан-124 зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины. За 30 лет эксплуатации было построено 55 машин этого типа. До иркутской трагедии "Русланы" разбивались всего дважды — и оба раза из-за ошибки экипажа.

Смерть с небес. 1997 год, страшная катастрофа в Иркутске

72 жизни унесла авиакатастрофа 1997 года в Иркутске. Жители микрорайона, на который упал самолет Ан-124 с двумя истребителями на борту, до сих пор со слезами на глазах вспоминают трагические события того времени.

17 лет прошло со дня трагического падения самолета Ан-124 на жилой дом в Иркутске. Жители дома №45 по улице Гражданской в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.

Ан-124 «Руслан» – это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.

6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.


От огромного самолета осталась лишь хвостовая часть. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников
О событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин, подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:

«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».

К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.


«После падения начался страшный пожар, - продолжает Игорь Уткин. – Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».

К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.

«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», - рассказывает Игорь Уткин.


«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, - вспоминает Наталья Бочкарникова. – В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне... Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».

Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.

«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, - рассказывает иркутянин Андрей Николаев, - Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».


Сгоревшие автомобили. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

Во время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.

«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева. – На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».


Пожарные работали на холоде, не замечая его. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв

В Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.

В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.

Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.


Сергей Шойгу на месте катастрофы. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв

Виновные не названы

Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.

Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.

Министр МЧС Сергей Шойгу, который, кстати, лично руководил ликвидацией последствий катастрофы, выразил мнение, что экипаж не виноват в падении самолета. Пилоты были более чем опытные, командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

Некоторые из жителей поселка авиастроителей уверены, что пилоты не разогрели двигатели и топливо, именно поэтому самолет не смог набрать высоту. Многие свидетели утверждают, что жертв было бы куда больше, если бы самолет пролетел еще несколько метров и упал на более густо застроенную территорию.

Самую невероятную версию трагедии выдвинул писатель Андрей Таманцев в своем романе «Угол атаки». В основе сюжета – происки американских спецлужб, которые якобы пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.

Память о трагедии

Дом №45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после трагедии. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.


Светлый, высокий храм открыл свои двери уже в октябре 1999 года. В фундамент храма заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе близких. Рядом с церковью установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Украшают мемориал 72 хромированных подсвечника, по числу жертв.


Мемориал погибшим в авиакатастрофе. Фото: Из личного архива/ Роман Сизых
Детский дом тоже реконструировали в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей, ежегодно в день памяти трагедии здесь проходят митинги и литургии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.