Парусное вооружение яхты. Гафельное парусное вооружение

Под вооружением понимают паруса и все устройства для управления ими.

4.1. Типы парусного вооружения: прямое вооружение (корабль, бриг), смешанное (барк, баркентина, бригантина), косое (люгерное, латинское, рейковое, шпринтовое, гафельное), бермудское (кэт, шлюп, тендер, йол, кэч, шхуна).

Типы парусов: а - прямой (брифок); б - рейковый (люгерный); в - разрезной фок; г - латинский; д - китайский; е - шпринтовый; ж - гафельный; з - гуари;и - бермудский.

Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Двухмачтовые яхты.

А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Части парусного вооружения.

Основные части вооружения – паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут.

Совокупность всех деревянных и металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов называется рангоутом .

Части рангоута бермудского и гафельного кэта, шлюпа: мачта, гик, гафель, реек стакселя, спинакер-гик, штагпирс, бушприт.

Материал для изготовления рангоута : дерево, металл, пластик.

Конструкция деревянного рангоута : цельный, клееный, пустотельный, складная мачта, пасынки

Сечения рангоута:

А - каплевидная деревянная мачта с лик-пазом;

Б и В - круглые мачты с рельсами под наружные ползуны;

Г и Д - мачты с рельсам под внутренние ползуны,

Е - металлическая мачта с лик-пазом

Мачта бывает и складной, то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной впасынках. Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс (как и обычная мачта), либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют стандерсами.

Части мачт : топ, шпор, клотик.

Верхний конец мачты называетсятопом, нижний -шпором. Кло́тик (клот ; от нидерл. kloot - шар, набалдашник), наделка закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока. Клотик изготовляется из дерева или металла. Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма флажных сигналов, фонаря и др. Кроме того, клотик прикрывает торец мачты от влаги.

Устройства для применения и проводки такелажа : краспицы, оковки, чиксы, роульсы.

краспицами. Если краспиц больше одной пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, - по номерам, начиная снизу (первые краспицы, вторые, третьи и т. д.).

На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа надеваются на мачту заделанными на них петлями - огонами. Огоны опираются начиксы - деревянные или металлические заплечики, предохраняющие их от сползания. Роульсы -маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах. Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками.

Части гика, гафеля, рея, спинакер-гика : нок, пятка, усы, расклоты, бейфут, шпрюйт. Устройство крепления их к мачте : вертлюги, усы, бейфуты.

Гик -горизонтальное рангоутное дерево, к которому одним из способов крепится нижняя шкаторина грота (бизани, фока). Гик грота называетсягрота-гик ***, гик бизани -бизань-гик, гик фока -фока-гик. Конец гика, упирающийся в мачту, называетсяпяткой, противоположный конец -ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг, позволяющий гику поворачиваться в стороны и вверх. Вертлюг часто делают передвижным вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах), чтобы иметь возможность добрать парус, не трогая фала, при помощигалс-оттяжки. Гафель, как и гик, имеет нок и пятку. Пятка гафеля имеетусы, схватывающие мачту. Усы могут быть неподвижными или вертлюжными: неподвижные чаще всего делают из дерева (дуба или ясеня), а вертлюжные - из металла. Поверхность усов, обращенную к мачте, обшивают кожей, а место на мачте, где они ходят, - тонкой листовой медью или латунью, предохраняя ее таким образом от износа. Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их соединяют тонким стальным тросиком -бейфутом. Одним из концов бейфут крепится к усам тонкой пеньковой снастью такой крепости, чтобы при падении гафеля она рвалась, предохраняя усы от поломки. На бейфут надевают деревянные шарики - раксклоты, чтобы он легче ходил по мачте и не царапал ее.

Шпрюйт -

Устройства для крепления и проводки такелажа : оковки, стрелки, шпрюйты, блоки, роульсы.

Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками. Шпрюйт - туго натянутый стальной трос, по которому скользит блок (заменяет рельсы).Роульсы -маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах.Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз. Сколько таких снастей-лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки, которые состоят изшкива -диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть,нагеля - оси шкива, оковки с отверстием для оси ищек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.

Устройства для крепления парусов к рангоуту : ликпазы, рельсы, сегарсы.

4.2.2. Такелаж. Такелаж стоячий и бегучий. Дельные вещи.

Стоячий такелаж : ванты (основные, топовые, ромбовидные), штаги (основной, топштаг, контрштаг), бакштаги, ахтерштаги, их назначение. Назначение.

Стоячий такелаж состоит извант, Поддерживающих мачту от изгиба к бортам,штагов, поддерживающих ее от изгиба назад, ибакштагов, поддерживающих от изгиба вперед. На швертботах-кэтах, например класса «Финн» и «ОК», мачта не имеет стоячего такелажа и под действием ветра на паруса свободно прогибается. Если на яхте две пары вант, то верхние называюттоп-вантами, а нижние- основными. Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распираюткраспицами .

Если вант несколько пар и все они идут нижними концами на палубу, то те, что идут на самый топ мачты, называют топ-вантами . Дальше вниз по порядку расположены: верхние ванты, средние и нижние .

Сколько бы ни было пар вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными. Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные - слегка к корме. Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты. На бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние краспицы.

Штаг, идущий от вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называютосновным, а если нет других, то просто штагом. Если штагов несколько, то штаг, идущий с топа мачты, называюттоп-штагом **, штаг, на котором ставится кливер,кливер-леером. У яхт с бермудским вооружением топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумяахтер-штагами, идущими на корму судна.

Бакштаги идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или туго натянутым стальным тросам- шпрюйтам.

Крепление их к мачте и к корпусу судна : путенсы, талрепы, рычажные устройства, лебёдки .

Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках -вант-путенсах и штаг-путенсах, надежно закрепленных на самом корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется талрепами - винтовыми стяжками или талрепными узлами .

На современных яхтах широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов (см. рис. 51 ). Такими натяжками иногда снабжают и задние основные ванты - тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот

Материал для стоячего такелажа.

Стальной трос оцинкованный или из нержавеющей стали. Жесткие тросы свивают из толстой проволоки и употребляют для стоячего такелажа, где они не подвергаются сильным изгибам, но испытывают значительные нагрузки. Пропускать такие тросы в блоки нельзя.

Бегучий такелаж . Части бегучего такелажа бермудского и гафельного кэта, шлюпа. Назначение снастей. Материал для бегучего такелажа.

Бегущий такелаж

Куда он бегает и зачем нужен? Тянем, поднимаем – это в двух словах о бегучем такелаже.

Фал: если сказать просто – веревка. Запомнить его предназначение не сложно – все что поднимается вверх поднимается фалами. Что в первую очередь мы поднимаем, ну конечно паруса. Для того чтоб не путаться и не кричать – «эй потяни зеленую веревочку», названия фалов как правило состоит из двух слов. Первое слово название паруса + слово «фал». Все достаточно просто «грота-фал», «стаксель-фал» и т.д.

Как и любая веревка фал имеет два конца. Конец к которому крепится парус или оснастка называют «корневым», конец за который тянут – «ходовым»

Блок: служит для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Физику учили и зачем нужны блоки особо объяснять не надо. Единственное что следует иметь ввиду что неподвижные блоки не дают выигрыша в уменьшении силы, их основная задача изменение направления тяги.

Шкот: опять веревка, на этот раз для управления парусами. Название также складывается из двух слов. «гика-шкот», «стаксель-шкот» именно эти шкоты Вы будете наиболее часто использовать. Первый служит для управления основным парусом – гротом, второй для управления стакселем. Правило управления достаточно просто если идем против ветра – чем острее курс и сильнее ветер тем больше надо «набивать» (натягивать) шкоты, ветер меньше курс «полнее» - травим шкоты. Когда идем полным курсом (ветер в спину) : «грота-шкот» как правило полностью отпускают, а стаксель-шкот подбирают так чтобы стаксель имел наибольшую полноту относительно ветра.

Топенант: снасть удерживающая гик. Как правило топенант идет от топа мачты вниз к ноку гика образуя с мачтой и гиком треугольник. Его основная задача не дать гику упасть на палубу когда грот не поднят, используется во время стоянок, хождения под двигателем. При поднятом гроте топенант следует потравить – иначе он будет мешать правильной работе паруса.

Лебедка: поднять парус фалом или придать гроту нужное положение шкотом не так просто. Силы нужны. Для облегчения этой задачи и служат лебедки. Фал или шкот обводится вокруг лебедки (накинуть шлаг), чем сильнее усилие необходимо приложить тем больше шлагов необходимо накинуть. Оптимально три шлага. Затем при помощи ручки лебедка приводится в движение, существенно облегчая прилагаемые усилия. Устройства лебедок различны от самых простых, до самостопорящихся и электрических.

Стопор: подобрали шкоты, но ведь их нужно закрепить, для этого используют стопор. Устройство позволяющее крепить ходовой конец снасти, а при необходимости быстро сбросить его.

На данном этапе достаточно. Хотя конечно это далеко не весь перечень бегучего такелажа еще есть: брасы, лопари, галсы и т.д. и тому подобное. Нам сейчас необходим минимум который позволит понять как работает яхта, а тонкости … это уже с опытом и по желанию.

Бегучий такелаж служит для управления рангоутом и парусами, подъема сигнальных флагов. В данном случае к бегучему такелажу относятся гика шкоты – служат для управления гиком, грота шкоты – служат для настройки грота по гику, грота-фал – для подъема грота на мачту, стаксель-фал – для подъема стакселя на мачту, оттяжка гика – для притягивания гика к палубе, чтобы он не задирался на полных курсах и стаксель-шкоты – для управления стакселем.

Тросы, служащие материалом для бегучего такелажа, могут быть растительными, синтетическими и стальными.
На яхтах используют следующие растительные тросы:
- пеньковые - изготовленные из волокон пеньки, получаемой при обработке стеблей конопли. Трос, свитый из чистой пеньки, называется белым (бельным). Если каболки пенькового троса пропускают через горячую древесную смолу (для предохранения от гниения), то трос, свитый из них, называют смоленым (смольным). Смольные тросы на яхтах почти не применяются, так как они менее крепки (на 10-20%) и, выделяя смолу, могут пачкать паруса и окрашенные поверхности. Все новые бельные пеньковые тросы вытягиваются при нагрузке в среднем на 8-9%;
- сизальские - выделывают их из волокон растения агава, растущего в Мексике, а также на юге Крыма и Кавказа. По крепости эти тросы подобны пеньковым, отличаются желтым цветом и множеством торчащих волокон (мохнатые). Как и пеньковые, употребляются для снастей бегучего такелажа и швартовов;
- маннльскве -их делают из волокон стеблей диких бананов. Новый манильский трос серебристо-белого цвета. Он несколько прочнее пенькового и сивальского тросов. Манильский трос отлиачется от остальных растительных тросов эластичностью, мягкостью, легкостью и способностью плавать. Все эти качества позволяют достаточно широко применять его для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, завозных концов. Однако манильский трос быстрее изнашивается, чем пеньковый;
- хлопчатобумажные - делают их из хлопчатобумажных нитей. Эти тросы по крепости значительно уступают пеньковым, сильно тянутся (особенно при намокании), уменьшаясь в толщине, и довольно быстро изнашиваются и гниют. Тем не менее легкость, мягкость и эластичность хлопчатобумажного троса делают его очень удобным для работы на шкотах. Новый трос благодаря совершенно белому цвету, имеет очень нарядный вид.
В последние годы широкое распространение получили тросы, изготовленные из синтетических волокон. Благодаря превосходным качествам они постепенно вытесняют в морском деле растительные тросы.
Главное достоинствосинтетических тросов - полная неподверженность гниению. Они более прочны, упруги и легки, чем растительные. Так, по некоторым данным, при одинаковой толщине капроновый трос на 12% легче, в два раза эластичнее, в три с лишним раза крепче пенькового троса и в два с половиной раза эластичнее манильского.
Используются синтетические тросы (капроновые, лавсановые, перлоновые и др.) для бегучего такелажа (шкоты и фалы), в качестве ликтроса для ликовки парусов из синтетической ткани, а также швартовов и якорных канатов. Несмотря на относительно высокую стоимость, синтетические тросы с лихвой окупают себя благодаря долговечности и другим достоинствам.
Недостатком синтетических тросов является их повышенная жесткость: при высучивании через руку о них можно легко содрать кожу. Кроме того, они очень тянутся: капроновый трос без ущерба для прочности может удлиняться до 40% первоначальной длины. Обладая малым коэффициентом трения, синтетические тросы, если их плохо закрепить, могут потравиться. Поэтому при вязании узлов ходовой конец снасти из такого троса следует прихватывать к коренному. Синтетические тросы шелковисто-белого цвета.
Стальные тросы имеют ряд преимуществ: при одинаковом весе с растительными они значительно крепче и надежнее в работе, меньше изнашиваются и меньше подвержены влиянию сырости. Вместе с тем они значительно более жестки, боятся изломов, и только особо гибкие стальные тросы выдерживают некоторые узлы. Стальные тросы неэластичны и при резких натяжениях лопаются.
Делают стальной трос из отдельных проволок, покрытых цинком (или из нержавеющей стали). По роду выделки стальные тросы бывают жесткие, гибкие и особо гибкие. Гибкие и особо гибкие тросы делают из тонких проволок, с пеньковыми сердечниками в каждой пряди. Поэтому они обладают хорошей гибкостью и используются для бегучего такелажа. При той же толщине жесткие тросы в восемь раз крепче пеньковых, а гибкие - в шесть.

Выделка тросов

Растительныетросы выделывают следующим образом. Из волокон, если представить их подвешенными отвесно, вращением по часовой стрелке, «по солнцу», свиваютсякаболки. Из некоторого числа каболок, но уже против часовой стрелки, «против солнца», свиваютпряди. Из трех или четырех прядей, снова «по солнцу», свивают трех- или четырех" прядный тростросовой работы прямого спуска .
Если каболки свивать «против солнца», пряди - «по солнцу», а трос - «против солнца», получится трос тросовой работы, нообратного спуска.
Четырехпрядный трос внутри между прядями имеет еще пятую, слабо свитую и вытянутую прямо прядь, которая называется сердечником. Четырехпрядный трос эластичнее, но слабее трехпрядного на 10-20%.
Если прядями для троса служат трехпрядные тросы тросовой работы, то каждый из них называется стрендью, а свитый из них трос - тросом кабельнойработы. Обычно тросы тросовой работы прямого спуска, а кабельной работы - обратного. Структура этих тросов показана на рис. 55.
Чтобы узнать, какого спуска данный трос, можно воспользоваться следующим правилом: если на направление прядей можно наложить русскую букву «И», это трос прямого спуска, витки пряди идут как витки винта правого шага; если же на направление прядей можно наложить латинскую букву «N», то это трос обратного спуска (как винт левого шага).
Тросы кабельной работы на 15-20% слабее, чем тросовой работы.
На яхтах широко применяются такжеплетеные (фаловые) тросы. Они изготовляются в виде плетеной трубки с сердечником или без него. Это лучшие тросы для снастей бегучего такелажа, не испытывающего очень больших напряжений: шкотов, такелажа спинакера и т. п. Плетеные тросы делаются из льняных, хлопчатобумажных или синтетических нитей.
По техническим показателям растительные тросы делятся на специальные, повышенные и нормальные; по степени скрутки - на туго и слабо свитые.
Выделка синтетических тросов не отличается от выделки растительных. Так, капроновый трос, изготовляемый из капронового волокна, делается следующим образом. Нити из капронового волокна скручиваются «против солнца» в так называемую филаментарную нитку; несколько таких ниток скручивают «по солнцу» в каболки; каболки скручивают «против солнца» в пряди, а из трех прядей «по солнцу» свивают уже трос тросовой работы. Далее капроновый трос можно подвергнуть термостабилизации для фиксации его свитой структуры и пропитать особым составом, чтобы предохранить от загорания.
В отличие от растительных и синтетических стальные тросы свивают из шести, семи и более прядей. Вокруг пенькового сердечника свивают пряди из оцинкованной или нержавеющей проволоки, а из прядей вокруг пенькового же или проволочного сердечника свивают трос. Пеньковые сердечники придают тросам гибкость и сохраняют смазку, предохраняющую сердечник от гниения, а внутренние проволоки от ржавления. Жесткие тросы делают только с центральным проволочным или пеньковым сердечником.
По способу изготовления стальные тросы могут быть:
- спиральной свивки илиоднопрядные, когда трос представляет собой одн\ прядь, так называемыебензельные тросы;
- крестовой свивки илидвойной крестовой свивки; этот спуск подобен спуску обычного пенькового троса тросовой работы; проволоки в этих тросах, по рисунку поверхности троса, расположены параллельно его оси;
- кабельной работы, как такие же пеньковые; делаются из трех, четырех или шести тросов крестовой свивки (стрендей).
Кроме того, стальные тросы различают по направлению свивки: она может быть прямой -«по солнцу», обратной- «против солнца» и комбинированной, когда трос изготовляется из чередующихся прядей прямой и обратной свивки.
Для стоячего и бегучего такелажа яхт применяют шести- или семипрядный стальной трос крестовой свивки. На гоночных яхтах для стоячего такелажа стараются использовать тросы спиральной свивки или заменять их струнами - катаной проволокой из высококачественной стали, так как они создают меньшее воздушное сопротивление благодаря гладкой поверхности.
Прочность троса
Прочность троса определяют, чтобы узнать, какую нагрузку он может выдержать. Зависит она от его толщины. Чтобы не ошибиться и не взять трос тоньше или толще, чем это нужно, пользуются расчетами по приближенным формулам.
Различаютразрывную прочность троса -нагрузку, при которой он рвется, ирабочую прочность -нагрузку, которую можно прилагать длительное время, не рискуя повредить или порвать трос. Рабочая прочность берется примерно в шесть раз меньше разрывной. Измерив толщину троса, можно рассчитать его рабочую и разрывную прочность (табл. 1 ). Толщина растительных тросов определяется длиной их окружности в миллиметрах, а толщина стальных тросов - по диаметру, причем при измерении нужно брать наибольший диаметр по выступающим противолежащим прядям.

Важно иметь в виду, что мокрый растительный трос слабее сухого, а наличие сплесня (см. дальше) уменьшает крепость любого троса примерно на 10- 15%.
В зависимости от толщины растительные тросы имеют определенные названия. Трос окружностью до 25 мм называетсялинь, тросы от 25 до 100 мм специальных названий не имеют и называются просто тросами тросовой или кабельной работы во столько-то миллиметров. Тросы от 100 до 150 мм называютперлинями, от 150 до 350мм -кабельтовами, свыше 350мм - канатами.
Полезно запомнить, что 25мм - это окружность толстого карандаша, 100 мм - юбилейного рубля, а 200 мм - граненого стакана.

Для временных схваток или других работ, не требующих особой чистоты отделки, кроме ворсы употребляютшкимушку - шнур, свитый вручную из двух нитей, или специальный льняной шнурок; для клетневания, бензелей и изготовления матов используютшкимушгар - шнурок из низкосортной пеньки, свитый фабричным способом из двух, трех или шести прядей.

Лебёдки, тали. Их назначение, части, выигрыш в силе.

Парусное вооружение используется для создания тяги, чтобы двигать судно используя ветер. Состоит из рангоута и парусов. Парусное вооружение может быть разным. Существуют десятки типов парусного вооружения. Мы не будем рассматривать их сейчас. Большей частью вы будете иметь дело с очень распространенным типом «бермудский шлюп».

Парусное вооружение «бермудский шлюп».
Основные и дополнительные паруса.

  1. Фаловый угол
  2. Колдунчики
  3. Передняя шкаторина
  4. Галсовый угол
  5. Гика шкот
  6. Стаксель шкот
  7. Шкотовый угол
  8. Колдунчики

Основные паруса - грот и стаксель

Стаксель

передний парус в бермудском вооружении. Генуя или генуэзский стаксель, стаксель, штормовой стаксель - все это названия переднего паруса.

Стаксель на закрутке

Один парус для любой силы ветра. При усилении ветра его площадь можно уменьшить, закрутив его частично вокруг форштага с помощью троса и барабана закрутки из кокпита.

Закрутка стакселя - механизм, барабан, позволяющий накручивать стаксель на штаг. Закрутка стакселя позволяет не ставить или снимать парус каждый раз, когда выходите или подходите к стоянке, а просто накручивать его на штаг. Его минус в том, что он не оптимален для всех погодных условий.

Стаксель на карабинах

Сменный стаксель крепится на карабинах (раксах) к форштагу. Такое крепление надежно и не позволит упасть парусу при подъеме или спуске. Его можно быстро поменять на парус меньшего масштаба или большего. Такой парус удобен для длительных путешествий, но не удобен на регатах.

Стаксель на штаг пирсе

Сменный парус, может быть свернут без закрутки стакселя. В переднюю шкаторину вшит лик-трос, который удерживается в лик-пазе штаг-пирса. Штаг-пирс пластиковая или алюминиевая планка на штаге. Такой стаксель обеспечивает лучшие динамические характеристики, но его сложно скручивать на яхтах более 35 футов. Управляют стакселем (переводят его с борта на борт) с помощью стаксель шкотов завязанных на шкотовом угле паруса, и проведенных по разным бортам яхты.

Грот

Парус грот расположен позади мачты.
Классический грот опускается и поднимается фалом через топ мачты. Для небольших яхт иногда используют патент-риф, конструкцию вертлюга, который позволяет накручивать грот на гик.
При усилении ветра площадь грота уменьшают - «берут рифы». Закручивают грот частично в мачту или на гик (при патент-рифе). Если грот классический - парус приспускают на фале и подбирают образовавшийся «карман» риф штертами.

Грот может убираться на закрутку, расположенную внутри мачты.

Гика шкот - снасть, которым управляется гик и соответственно грот.
Каретка гика шкота и гика шкот - снасти для управления гротом.

Части паруса

Фаловый угол - верхний, за него парус подымают.

Шкотовый угол - в люверс шкотового угла привязывают стаксель шкоты, которыми управляют парусом

Галсовый угол - передний, показывает каким галсом идет яхта

Шкаторина - кромка паруса, может быть задней, передней и нижней.

Дополнительные паруса

Спинакер

Спинакер - легкий парус большой площади, шьется из нейлона. Используется для полных курсов - фордевинда и бакштага.

Спинакер несут на специальном рангоуте - спинакер гике

Генакер

Генакер - ассиметричный спинакер, гибрид между генуей и спинакером. Со спинакером он схож тем, что не крепится к штагу, такой же легкий и большой площади. Он как и генуя крепится на носу яхты или на бушприте за галсовый угол. Гик ему не нужен. Управлять им значительно легче, чем спинакером

Штормовые паруса

Трисель и штормовой стаксель


Шьются из очень плотной ткани меньшего размера по сравнению с основными парусами.

Трисель - штормовой грот, небольшой площади из очень плотной ткани. Парус трисель используется вместо грота, но он не крепится к гику, а правляется из кокпита двумя отдельными шкотами.

Когда говорят о парусном оснащении судов и кораблей, это называют "парусное вооружение". Не имеет никакого отношения к оружию в обычном понимании этого слова. Человек давно сообразил что можно использовать силу ветра как движитель по воде - есть свидетельства что еще в эпоху неолита (около 8—3 тысячелетий до н. э.) уже начали использовать паруса. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт в Шотландии.

Представляет собой трапециевидное полотнище, верхней шкаториной закрепленное на рее, т. е. (условно) поперек диаметральной плоскости судна. Шкаторины: верхняя, нижняя, правая, левая. Углы верхней шкаторины: нок-бензельные (правый и левый), на нижней шкаторине - шкотовые. Сторона, обращенная в корму - лицевая, в нос - изнанка. Верхняя шкаторина имеет люверсы для крепления к рею. Остальные шкаторины свободные. Шкоты на нижних парусах заводятся на корпус судна, шкоты верхних парусов (марселей и брамселей) - на ноки (концы) нижних реев. При движении курсом бейдевинд наветренный шкотовый угол нижнего паруса оттягивается в нос снастью, именуемой галсом. Прямые паруса кроятся из полотнищ ткани, расположенных перпендикулярно реям (верхней шкаторине). Крой чаще всего плоский, нижняя шкаторина иногда выполняется вогнутой вверх. Несколько позже появился косой парус, разновидностей которого существует множество.

Он так называется потому, что использовался в европейских странах еще во времена древнего Рима, где говорили, как известно, на латинском языке. Но следует сказать, что еще раньше такие паруса были известны на Востоке, например, в Египте. Их там и сейчас используют. Передний край треугольного паруса пришнурован к рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным, смотрите на втором рисунке. Этот парус относится к рейковым.

Можно подумать что это гафельное вооружение, однако это не так. На самом деле это не гафель, а реек, потому что его один конец выдается за мачту. А передний край паруса к мачте не пришнурован, он тоже выходит за нее. Это также рейковый парус. Так же, как бывает стоячий гафель - гуари , в люгерной системе встречается - стоячий люгер

Это тоже рейковый парус. Еще один вид рейкового вооружения: разрезной фок . Его можно встретить на современных шлюпках.

Почему "разрезной"? Потому что кажется, будто парус, пришнурованный к рейку, разрезали вдоль мачты. Фактически это два паруса. Передний называют кливер , а задний - фок. Гика фоку не полагается, но иногда моряки делают его сами. А порой просто привязывают нижний край фока к веслу. С гиком управлять парусом легче. Этот парус относится к рейковым.

Гафельное вооружение

Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний - к мачте. Этот тип паруса относится к простым. Бывает гафель особой формы. Он - тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно - на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский. Называется такой стоячий гафель гуари . Потому у этого типа парусного вооружения такое же название. Это тоже простой парус.

Этот тип паруса самый легкий в управлении, а также хорошо работает на острых курсах против ветра (т.е. когда судно идет почти против ветра) Иногда у них форма обычного треугольника, а иногда задний край слегка округлый - чтобы увеличить площадь паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (лат-карманы) и в них вставляют гибкие длинные пластины - латы. Это чтобы на парусе не появлялись складки. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний к мачте. Этот тип паруса относится к простым.

Паруса бывают двух главных видов: ПРЯМЫЕ и КОСЫЕ

У прямых парусов разновидностей нет.

А косые делятся прежде всего на ПРОСТЫЕ и РЕЙКОВЫЕ

Среди простых косых мы знаем: 1) бермудский 2) гафельный 3) гуари 4) шпринтовый

Среди косых рейковых: 1) латинский 2) люгерный 3) стоячий люгер 4) разрезной фок

Тепепь можно перейти к комбинациям парусного вооружения на одной и двух мачтах.

Одномачтовое парусное вооружение С одной мачтой чаще всего ставят два паруса, реже - три. Бывает одномачтовое вооружение только из одного паруса. Мачта у таких судов называется Грот-мачта. Один парус ставят на парусном вооружение типа кэт

Кэт — тип косого парусного вооружения, при котором судно (обычно яхта) имеет только один парус, установленный на самой мачте. Мачта у кэта сильно смещена в нос. Обычно стоячий такелаж при вооружении «кэт» отсутствует. Парус может быть жёстким — в виде крыла. Кэт — древнейшее, простейшее и очень эффективное вооружение. Когда работе грота не мешают другие паруса, он дает необычайно высокую тягу на единицу площади. Кроме того, кэт очень прост в управлении. В прошлом кэт имел ограниченное распространение в Европе, но зато был очень популярен в США и Канаде. Здесь им вооружались в основном швертботы, причем исключительно широкие. Американский кэт 30-футовой длины имел ширину, равную 12 футам. В наше время это вооружение также применяется, как правило, на швертботах, хотя иногда им оснащают и небольшие килевые яхты.

Тендер (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.


Гафельный тендер 1. грот (грот-трисель) 2. топсель 3. стаксель 4. кливер

Парусное вооружение гафельного тендера состоит из четырёхугольного паруса грота (грота-триселя), стакселя, одного или более кливеров и верхнего треугольного (топселя). В начале XX века тендер описывали как судно с двумя-тремя передними парусами. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты: в районе 1/3 — 1/2 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа. Расположение мачты и количество передних парусов определяли тип используемого бушприта. Тендеры часто имели выдвигаемый бушприт, шлюпы — только постоянный. Далее и эти несущественные отличия между тендером и шлюпом стали исчезать. Сначала вышел из моды выдвигаемый бушприт, а к 30-м годам XX века бушприты на одномачтовых яхтах вообще находили применение всё реже. Распространение клееного рангоута привело к росту высоты мачт, и необходимость компенсировать недостаточную высоту мачты большим количеством развитых передних парусов на бушприте отпала. Тендеры с тремя передними парусами с тех пор стали почти музейной редкостью. Тендер является, прежде всего, одним из видов именно гафельного вооружения. Бермудские тендеры существовали очень недолго, и появились они по причине сохранения традиционных передних парусов при переходе от гафельного вооружения к бермудскому. Лавировочные качества тендера несколько ниже, чем у шлюпа. Когда же при совершенствовании рангоута и стоячего такелажа обнаружилась возможность надежно удерживать мачту в продольном направлении всего одним штагом с носа, бермудские тендеры практически исчезли. В эпоху парусного флота тендером называлось одномачтовое судно вспомогательного назначения, водоизмещением в 50−60 т, вооружённое 10−12 пушками небольшого калибра. Современные тендеры чаще имеют бермудское парусное вооружение: вместо грота-триселя и топселя используется один большой треугольный парус — бермудский грот.


Бермудский тендер 1. грот 2. стаксель 3. кливер

Шлюп - двухпарусное одномачтовое вооружение.

Шлюп (англ. sloop) — устоявшийся к середине XIX века тип косого парусного вооружения — одна мачта и два основных паруса, передний (стаксель) и задний — (соответственно, грот). Различаются по типу грота: бермудские, гафельные, шпринтовые, рейковые и т. д. Дополнительные паруса варьируются в зависимости от времени и места постройки: прямые марсели (XIX в), кливера (нач. XX в), спинакеры (с середины XX в). В начале XX века шлюпу в Европе допускалось иметь только один стаксель, а в Америке — один или два стакселя. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты в районе 1/4 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа у шлюпа. Шлюпы в отличие от тендеров могли иметь только постоянный бушприт. Лавировочные качества шлюпа несколько выше, чем у тендера. Поэтому по мере всеобщего признания преимущества удлиненных парусов тендеры строить почти перестали. С тех пор бермудский шлюп повсеместно становится господствующим видом вооружения. В его развитии за последние пятьдесят лет нужно отметить тенденцию увеличения высоты стакселя. Теперь подавляющее большинство шлюпов имеют топовый стаксель или стаксель высотой 3/4 — 7/8 высоты парусности. Мачта при этом переместилась ближе к середине длины яхты. С XX века подавляющее большинство малых спортивных парусников вооружены бермудскими шлюпами.

Двухмачтовое парусное вооружение бывает трех основных типов:

  1. Иол (йол)
  2. Шхуна

Мачты у малых двухмачтовых судов называются Грот-мачта и Бизань-мачта , если считать от носа - это справедливо для Иола и Кетча . Для Шхуны передняя мачта называется Фок-мачта , задняя Грот-мачта

Йол (иол) — тип косого вооружения двухмачтового судна, у которого бизань-мачта располагается в корму от головки руля. Характерен для маломерных спортивных судов 1950-1970-х годов. Тип иола (нидерл. jol ) зародился в Голландии. Первоначально это был прибрежный бот, приспособленный в основном для рыболовства. Причем это был весельный бот, парус был вспомогательным, и ставился на временной съемной мачте. В случаях, когда мачт было две, бизань устанавливали как можно дальше в корму, чтобы освободить место в иоле для работы с рыболовной снастью. Со временем иол стал использоваться и в военных целях, особенно у побережья, где ценилась его малая осадка. Типичный иол XVIII в. имел размерения: длина 15 м; ширина 4 м; осадка 2 м. Механизация рыболовства и коммерческого флота вообще отодвинула иол в прогулочно-спортивные суда. Особенно он получил развитие в 1950-е годы. Его характерной чертой является малая бизань, установленная далеко в корму, часто прямо на транце. При этом основную тягу обеспечивает грот, а бизань больше придает маневренность при поворотах и позволяет тонкую настройку на постоянных курсах. Типичный иол тех времен имеет бермудское вооружение и длинные носовой и кормовой свесы, что дает ему возможность ходить острыми курсами. Иол стал популярен у яхтсменов за способность балансировать центр парусности относительно центра бокового сопротивления. Настроенная таким образом яхта способна держать курс без помощи руля. Иол предпочитали такие знаменитые яхтсмены-одиночки, как Джошуа Слокам и Фрэнсис Чичестер. С появлением автоматических систем управления (автопилотов, авторулевых) эта способность иола потеряла прежнее значение, и их место во многом заняли более простые в управлении шлюпы.

Шхуна (Schooner) - парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косыми парусами. Шхуна имеет два вида вооружения: один для транспортных судов, второй - для яхт; и тот и другой имеет две мачты (фок и грот). Транспортная шхуна (марсельная шхуна или топсельная шхуна Topsail schooner) несет марсель, иногда два на фок-мачте, а на грот-мачте - только косые паруса. Шхуна-яхта имеет обычно косое вооружение на обеих мачтах, но иногда на фоке носит марсель.

Одно время шхуны-яхты были весьма распространены и стояли в первых рядах соревнующихся за Американский кубок (America cup), но за последнее время тендер совершенно их вытеснил из гонок. Кроме описанных выше шхун имеются также другие типы транспортных шхун с тремя мачтами и косым вооружением. Такие шхуны называются трехмачтовыми шхунами. Когда они несут на фок-мачте марсели, то такие шхуны носят название джекасс (Jackass). Их не следует смешивать с баркентинами, которые издали похожи на них. Баркентина отличается от шхуны тем, что имеет фок-мачту бриговую.

Кеч, кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами. Кеч отличается от шхуны тем, что у кеча задняя мачта ниже передней (при этом у кэча передняя мачта называется грот, а задняя бизань, в то время как у двухмачтовой шхуны передняя мачта называется фок, а задняя грот); отличие же кеча от йола состоит в расположении бизань-мачты впереди головки баллера (оси) руля. Площадь парусов кормовой мачты значительна и составляет около 15—20 % всей парусности. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом может устанавливаться апсель. Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер. В XVIII—XX вв кечем в Британии назывался небольшой двухмачтовый парусник, использовавшийся в основном для прибрежных перевозок. Обычно парусное вооружение было смешанным. Пример — т. н. Балтийский кеч (англ. Baltic Ketch), тип, ввозивший лес и пеньку из портов Балтики. Часто кеч путают с иолом, у которого бизань находится в корму от баллера руля. За исключением этого признака, оба типа вооружения внешне похожи, хотя бизань у иола несколько меньше относительно грота. Кеч требует больше рук для управления и обычно несколько больше по размерам. В большинстве случаев площадь бизани кэча приблизительно равна двум третям площади грота. В зависимости от типа корпуса и величины свесов на кэчах возможны различные варианты расположения мачт по длине судна. У кэча топы мачт часто соединяются штагом-карнаком. Бизань-мачта кеча создает большое неудобство рулевому, исключение представляют лишь суда с кокпитом в центре. Иол свободен от такого недостатка и, кроме того, размеры его бизани исключают необходимость рифления, а это является преимуществом иола как крейсерской яхты.


Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.

Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром; к ветру оно может идти только под большим углом - порядка 60-70 . На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.

Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.

Различают несколько видов косых парусов.

Четырехугольный гафельный парус (рис. 12, в и 13, а) имеет гафель-наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) . соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.

В настоящее время двухшвертовики применяются очень редко.

На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 12, а), или шпринтом - шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним - в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист» (рис. 12, б).

Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.

Бермудский парус (рис. 12, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса. - к гику.

По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением - это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и парусностью около 100 м2.

Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт - очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно неудобно-парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на Паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.

В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 12)-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).

Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 13).

Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.

Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп (или, как его часто называют, «три четверти», так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 13, б и в). Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Рис. 14 Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Когда парусность больше 60-80м2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером. Тендер (рис. 14) несет в переднем треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа. Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится у самого топа мачты.

Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).

Двухмачтовые вооружения (рис. 15) применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.

Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафель" ные, так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафель-ный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань - гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8- 10% общей площади парусности яхты.


Рис. 15. Двухмачтовые яхты.
А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.

Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань-стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 15, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.

На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.

Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 15, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м 2 .

Конструкция классической парусной яхты состоит из корпуса и парусного вооружения. Парусное вооружение – это совокупность всей оснастки, предназначенной для перемещения судна по воде при помощи ветра. К парусному вооружению судов относят собственно паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут

Рангоут (рангоутное дерево) — это «скелет» для парусов, служащий для их натяжки и передачи силы движения корпусу яхты. Основная часть рангоута — это мачты. Несмотря на то что среди моряков до сих пор бытует термин «рангоутное дерево», у многих современных яхт мачты изготавливаются не из древесины, а из алюминиевых сплавов, стали, углепластиковых композитов.

Количество мачт зависит от размера яхты. Наиболее распространённый вариант – одна грот-мачта. Но океанские мега-яхты могут иметь и до трёх мачт. Размер мачт также может быть самым различным, в зависимости от размера самого судна. В книгу рекордов Гиннеса занесена яхта «Мирабелла-5» с углепластиковой мачтой, высотой 90 м.

Классические небольшие спортивные или прогулочные яхты имеют тип парусного вооружения с одной мачтой (кэт, тендер, шлюп), именуемой грот-мачтой. Она же является центральной и у многомачтовых судов. Суда-двухмачтовики – кэч, иол, шхуна. У мега-яхт, имеющих три мачты, передняя именуется фок-мачтой, а задняя, расположенная позади грот-мачты, называется бизань-мачтой.

Гик – часть рангоутного дерева, предназначающаяся для растяжки нижней шкаторины косого паруса. Крепится в нижней части мачты, перпендикулярно к ней неподвижным либо подвижным образом. К гику, помимо паруса, крепится ряд дополнительных приспособлений, предназначенных для управления и придания жёсткости конструкции – оттяжки и шкоты.

Гафель – используется на яхтах с четырёхугольным парусом. Представляет собой рангоутное дерево, закреплённое в верхней части мачты под углом к ней. К гафелю крепится верхняя шкаторина паруса. На небольших открытых лодках, например, на динги, гафель часто заменяется на рейк. Рейк, как и гафель, предназначается для крепления верхней части четырёхугольного паруса, но позволяет ему с обеих сторон свободно выходить за мачту.

Такелаж

Ванты – специальная оснастка, относящаяся к стоячему такелажу. Представляет собой тросы из оцинкованной стали. Предназначается для растяжки и укрепления мачт, придания всей рангоутной конструкции дополнительной жёсткости. Толщина и количество вант зависит от размера мачт и площади парусов.

Шкоты – так называемый «бегучий» такелаж. Своё название он получил оттого, что, в отличие от вант, не закреплён в неподвижном виде. Шкоты служат для управления парусами и рангоутным деревом, они изготовляются из синтетических или натуральных материалов.

Парусное вооружение яхты

Парус является основной частью парусного вооружения яхты . На сегодня имеется два основных типа парусов, используемых на яхтах – косое и прямое парусное вооружение . Выбор того или иного варианта зависит от нескольких условий: от размеров яхты и условий её эксплуатации.

Прямое парусное вооружение применяется в большинстве случаев на больших многомачтовых океанских яхтах. Изредка используется для яхт, стилизованных под старинные парусники – бриги и бригантины. Прямой парус выполнен в виде трапеции, они закрепляются на горизонтальном рангоутном дереве – реях, обычно в несколько ярусов. Среди недостатков прямого парусного вооружения следует отметить его хорошую работу только при попутном и, частично, боковом ветре (не более 60-70 градусов).

Для спортивных и прогулочных яхт используют косое парусное вооружение . В этом случае парус располагается только с одной, обычно задней, стороны мачты. Форма материала при этом может быть как треугольной, так и четырёхугольной. Поскольку именно такие небольшие суда составляют подавляющую часть мирового яхтенного флота, то косой парус является наиболее распространённым. Его главным преимуществом является возможность движения при встречном ветре путём лавирования.

В некоторых случаях можно встретить и комбинированное использование парусов. Например, крейсерские яхты, на которых основным типом парусного вооружения являются косые паруса, могут при попутных ветрах выставлять прямой парус – брифок. Это связано с лучшим КПД прямых парусов на попутных курсах, чем у косых, и даёт значительную прибавку к скорости движения.

Гафельное парусное вооружение

Гафельное парусное вооружение получило своё название от гафеля – рангоута, установленного на мачте сверху, под углом к ней. Используется для постановки четырёхугольного косого паруса. К гафелю прикрепляется верхняя кромка паруса, передняя шкаторина прикрепляется непосредственно к мачте, а нижняя часть парусного полотна – к гику, закреплённому на мачте горизонтально.

Одними из разновидностей является парус-гуари, у которого гафель по своей длине превышает не только гик, но зачастую и саму мачту. Крепится гуари по отношению к мачте под очень острым углом, порой почти вертикально. Одним из видов гафеля можно считать рейк – вариант, когда верхний рангоут крепится к мачте не своим торцом, а выходит за неё вперёд. Применяется подобный вариант по большей части на небольших лодках – динги, прогулочных тузиках и т.д.

Ещё один вариант гафельного парусного вооружения – применение шпринтова. Используется шпринтов в основном на небольших швертботах и динги. При этом верхний шест рангоута упирается своим нижним торцом в мачту примерно на половине её высоты, а верхним концом – натягивает парус, упираясь по диагонали в его верхний задний угол. Ещё полвека назад большинство яхт оснащались подобным вооружением.

К нынешним временам гафельное парусное вооружение почти повсеместно вытеснено более простым в управлении и более мощными, с точки зрения тяговооружённости, треугольными парусами. Плюсом гафельного паруса, так же, как и прямого, является лучшие тяговые свойства при попутном ветре. Но при встречном и боковом ветрах он уступает по своей эффективности ставшему сейчас классическим треугольному парусу.

Треугольные паруса

Классикой треугольных парусов является бермудский треугольный. У него отсутствует гафель, так как само полотнище имеет треугольную форму. Им оснащаются прогулочные и гоночные яхты. Среди основных преимуществ такого типа парусного вооружения можно назвать:

  • Отличные аэродинамические качества, особенно при острых и встречных направлениях ветров.
  • Простота в управлении.
  • Широкие возможности регулировки с целью добиться максимальной эффективности работы в различных ситуациях.

Передняя шкаторина бермудского паруса крепится к мачте посредством ликпаза – продольной выемки, по которой перемещается ликтрос, служащий для натягивания полотнища. Для более эффективного использования треугольного парусного вооружения яхты , помимо грота – треугольного паруса, крепящегося позади мачты, на современных яхтах повсеместно используют стаксель.

Стаксельное парусное вооружение позволяет с большей эффективностью использовать ветер, дующий под острыми и встречными углами, направляя поток воздуха в грот. Таким образом, стаксель вместе с гротом составляют единую систему, увеличивающую тяговооружённость яхты не только за счёт большей площади парусов, но и благодаря более эффективному использованию энергии ветра. По конструктивным особенностям парусники, оснащённые стаксельным парусным вооружением, подразделяются на:

  • Нормальный бермуд – когда стаксель крепится на высоте ¾ от основания мачты.
  • Топовый стаксель – стаксель прикрепляется к штагу, идущему к самому верху (топу) грот-мачты.

Нормальный бермуд чаще используется для гоночных вариантов яхт, а второй тип для прогулочных и крейсерских судов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.