Размер денежной компенсации за задержку рейса. Задержка рейса: что положено пассажирам по закону

Комната Матери и Ребенка должна быть предоставлена пассажирам с детьми младше 7 лет, сразу же, вне зависимости от того на сколько задерживается вылет. Даже если это всего 10-15 минут.

Прохладительные напитки должны быть предоставлены при задержке на 2 часа и больше. То есть после двух часов ожидания, вы имеете право требовать, соблюдения своих прав. Еще у вас есть право на два бесплатных звонка, или одно электронное сообщение.

Горячее питание положено при задержке свыше 4 часов. И каждые 6 часов днем, и через каждые 8 часов ночью. Еду, конечно, вам не принесут, а скорее всего, обеспечат питанием в кафе, в аэропорту.

После восьми часового ожидания днем, (6 часового ночью), вас обязаны отвезти в гостиницу, и обеспечить сохранность вашего багажа.

Не стесняйтесь спрашивать и требовать соблюдение ваших прав. Не давайте авиаперевозчику экономить за ваш счет. Для этого нужно заранее записать телефоны представителей компании, или узнать их место пребывания в залах аэропорта. Не поленитесь, и узнайте всю нужную информацию. Это поможет вам избежать лишних неудобств и неприятностей.

Зачастую задержки рейсов приводят к более крупным неприятностям для пассажиров. Вы можете опоздать на деловую встречу, или опоздать на пересадку. У вас останется незаселенным номер, в уже оплаченной гостинице, или наоборот, вас уже выселили, а рейс отложили, и вам некуда просто податься. У вас могут «пропасть» билеты на концерт или экскурсию. Для всех подобных ситуаций существуют материальные компенсации. Для ее получения надо помнить и четко знать по какой вине произошла злополучная задержка. Если по вине авиакомпании, то смело можете требовать свою компенсацию. Если причиной стала погода, или технические проблемы аэропорта, самолета (не самой авиакомпании, а арендованный), то иск вчинить будет невозможно.

Теперь о деньгах. При любом раскладе, и только если точно установлено, что задержка вылета произошла по вине авиаперевозчика, рассчитывайте, на максимум, половину стоимости вашего авиабилета. Это максимум. А так, по правилам, 25% от минимальной зарплаты, установленной по стране, за каждый час задержки. На сегодня МРОТ составляет 5554р., значит каждый час задержки, при выплате вам, обойдется компании 1388р.50 коп. Конечно, такая компенсация вряд ли покроет даже малую часть возможных убытков, но закон есть закон.

Не забудьте поставить отметку о задержке рейса (к примеру, на маршрутную квитанцию). Это могут сделать представители авиакомпании у стойки регистрации, либо у места выхода вашего рейса на стоянку самолетов. Если представителя нет, это должны сделать сотрудники аэропорта, у стойки информации.

И еще, не забывайте сохранять все чеки и квитанции ваших самостоятельных трат в часы ожидания. Не забудьте о штампе, о причинах задержки/переносе рейса.

У разных компаний правила эти могут меняться, но только в сторону улучшения для пассажира.

Совет 2: Компенсацию за задержку авиарейсов могут увеличить в четыре раза

Такие изменения в Воздушный кодекс РФ подготовил Комитет Совета Федерации по экономической политике.

Каковы сейчас компенсации за задержку рейса и что предлагается

Согласно действующей редакции Воздушного кодекса РФ (статья 120), пассажиру могут компенсировать лишь 25% от "штрафного" МРОТ, который равен 100 рублям, за каждый час задержки рейса. Например, если задержался вылет на 8 часов, то выплата составит 200 рублей. При этом штраф не может превышать 50% от стоимости билета.

Как сообщает "Российская газета" в статье "Деньги падают с неба" от 4 февраля 2018 г., авторы инициативы настаивают, что нынешний размер компенсаций несопоставим со стоимостью перелётов. Цена на билет, например, от Петербурга до Владивостока может доходить до 50-60 тысяч рублей в один конец. Если поправки примут, штраф за просрочку доставки пассажира, багажа или груза увеличат от 25 до 100 рублей за каждый час задержки, но не более 50% стоимости перелёта. За авиакомпаниями также останется право доказать свою невиновность, если задержка произошла из-за устранения неисправности самолёта, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, плохих метеоусловий и других обстоятельств, не зависящих от авиакомпании.

Сегодня пассажиры редко получают компенсации - люди просто не хотят тратить своё время ради смехотворных сумм. Кроме того, сложно доказать, что причиной задержки рейса стали не внешние факторы, а именно халатность перевозчика.

"Не факт, что если штраф вырастет до 100 рублей, механизм заработает в полной мере. Тем, чей рейс отложили на пару часов, такой размер компенсации по-прежнему будет не интересен. Однако за 10 часов простоя набегает уже тысяча рублей. Если билет стоил две тысячи рублей, это половина суммы, которую перевозчику придётся вернуть", - считает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. Плюс, по его словам, за авиакомпанией остаётся обязанность напоить, накормить и поселить в гостинице пассажира в случае задержки рейса. И это тоже большие расходы. Сюда же накладываются новые полётные разрешения, плата за простой самолета в аэропорту и так далее. "Лишняя финансовая нагрузка - уже серьёзный стимул для перевозчиков не допускать длительной задержки рейсов", - полагает Гусаров.

Серьёзного прорыва ожидали в связи с ратификацией Россией Монреальской конвенции, в которой прописаны правила международных перевозок. Многие надеялись, что теперь с авиакомпании за задержку рейсов можно получить около 400 тысяч рублей. Однако, не всё так просто. Возмещение производится не за задержку рейса, а за вред, причинённый из-за неё. А это две большие разницы. Воздушный кодекс предусматривает именно штраф за задержку, и он взыскивается независимо от вреда. Если речь идёт об ответственности именно за причинение вреда, то этот вред - материальный или моральный - тоже нужно доказать в суде.

Приняты ли изменения в Воздушный кодекс?

По состоянию на октябрь 2018 г., поправки в Воздушный кодекс РФ, описанные в статье, не приняты.

Действительно, повышенные компенсации за задержку рейса стали бы серьёзным стимулом для авиакомпаний быть пунктуальными, а суммы компенсаций для пассажиров были бы более ощутимыми.

Источники:

  • Деньги падают с неба

Впечатления от долгожданного отпуска могут оказаться смазанными не по вашей вине. Сообщения о длительных задержках рейсов и возмущенных пассажирах, чьи права были нарушены, появляются регулярно. Важно не забывать, что порядок действий как туристов, так и авиакомпаний, четко регламентирован. О том, как нужно себя вести и на что можно рассчитывать, угодив в неприятную ситуацию, узнаем у руководителя юридического отдела ООО «Юридическое агентство Персона Грата» Ирины Доценко.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

В соответствии с пунктом 99 Правил воздушных перевозок, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки или отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:

  1. Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
  2. Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  3. Обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  4. Обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов - в ночное;
  5. Размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов - в ночное;
  6. Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  7. Организация хранения багажа.

Данные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Получить от авиакомпании компенсацию в случае задержки рейса и не предоставления положенных по закону услуг вполне реально.

И вот что для этого нужно сделать:

Во-первых, пассажиру необходимо обратиться к представителю авиакомпании в аэропорту (сотруднику аэропорта на стойке информации) и получить документ, подтверждающий задержку рейса (как правило, ставится отметка о задержке рейса на маршрутной квитанции или посадочном талоне). Далее нужно собрать все чеки, подтверждающие понесенные вами расходы по причине задержки рейса, а по прибытии в пункт назначения направить в адрес авиакомпании претензию с требованием компенсировать моральный ущерб. В случае отказа авиакомпании в добровольном порядке удовлетворить ваши требования - можно обратиться в суд.

Согласно Федеральному закону от 3 апреля 2017 г. N 52-ФЗ, Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 г. об унификации правил международных воздушных перевозок, которую ратифицировали уже более 120 стран. Что изменится для авиапассажиров?

Роспотребнадзор сообщает, что приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсаций за нарушения правил перевозки.

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 RUB за каждый час простоя (но не более 50 % от цены билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. RUB.

Размер компенсации при утрате перевозчиком багажа в настоящее время не может превышать 600 RUB за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. RUB для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. По Монреальской конвенции, ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой около 78 тыс. RUB в отношении каждого пассажира.

Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по Воздушному кодексу РФ не может составлять более 2 млн RUB. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в 4 раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает сумму около 7,8 млн. RUB, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.

В результате длительной задержки время отдыха на курорте сократилось. Кому туристы должны адресовать претензию?

В том случае, если рейс чартерный, претензия направляется туроператору. Если речь идет о рейсе регулярных перевозок, претензия может быть направлена или туроператору, или перевозчику.

Каков шанс получить компенсацию за задержку рейса?

В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального ущерба определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

К большому огорчению, далеко не все поездки протекают гладко. Особое место в списке популярных трудностей у путешественников занимает заминка с рейсом. Происходит такое не только на чартерных маршрутах, но и на регулярных. Как поступить, если произошла задержка рейса, что положено пассажирам авиакомпании? На какие бесплатные сервисы и компенсации им рассчитывать?

Возможные причины задержек

Не нужно объяснять, что причины могут быть самыми разными. Иногда эти данные могут разниться даже у сотрудников авиакомпании и аэропорта. Для установления причины судами делаются запросы в различные службы аэропорта. Итак, это могут быть:

  1. Неисправности самолета.
  2. Погодные условия.
  3. Задержка судна и прочее.

Пытаетесь разобраться, что положено пассажирам при задержке рейса? Когда вылет задерживается по независящим от авиакомпании обстоятельствам, тогда вытребовать материальную компенсацию не удастся. Но обеспечить определенные удобства в процессе ожидания она должна.

Тут-то путешественников и поджидают первые трудности, не многие из них понимают свои права, например, что положено пассажирам при задержке рейса на 3 часа, а авиакомпаниям самим предлагать невыгодно. Поэтому флаг вам в руки, а, точнее, ФАП (Федеральные авиационные правила).

Обязательства перевозчика при заминке рейса

Первое, что обязан предпринять аэропорт/перевозчик при задержке, это сообщить путешественникам о поправках в расписании и их основаниях.

Если информация пассажирам не поступает, а найти агента компании не получается, то следует оповестить о ситуации службу Росавиации и туроператоров. Первые осуществляют руководство над авиакомпанией, а вторые несут ответственность перед путешественниками за оказываемые услуги, так как заключили с перевозчиком договор.

Возврат билета

Если по причине того, что ваш рейс отстает от расписания, вы приняли решение не ожидать отправки судна, а добираться другой авиакомпанией или направиться домой, то соответственно, вы приняли решение расторгнуть соглашение о воздушной перевозке. Оно является вынужденным, соответственно, можно рассчитывать на компенсацию в размере 100%.

К таким отказам также относятся:

  1. Перестройка маршрута перевозчиком.
  2. Полет не по расписанию.
  3. Несостоявшаяся отправка путешественника по причине отсутствия места в салоне, соответствующего дате и рейсу, обозначенных в посадочном билете, по причине продолжительного досмотра сотрудника аэропорта, в результате которого не было обнаружено запрещенных предметов и веществ.
  4. Внезапная болезнь пассажира или его близкого родственника с подтверждением этого факта медицинской справкой.
  5. Непредоставление путешественнику класса обслуживания, соответствующего купленному билету.

При вынужденном отказе авиакомпания ставит соответствующую пометку в билете или выдает ему документ, поясняющий обстоятельства этого отказа.

Права путешественников при задержке рейса

Итак, что положено пассажирам при задержке рейса? Даже если ждать вам придется недолго, а примерно 1 час, все равно не стоит спускать ситуацию на самотек. Сразу же после получения информации о задержке следует подойти к стойке регистрации и потребовать детальных разъяснений. Ответ при такой незначительной задержке вы вряд ли получите, поскольку сотрудники сами не знают, в чем дело, но основная задача разговора в том, чтобы поставить штампик о задержке. При последующих разбирательствах он станет неопровержимым доказательством.

Основания для задержки могут быть разными, но каждый путешественник должен обладать информацией о том, что положено пассажирам при задержке рейса. В перечень обязательств авиакомпании входит:

  1. Путешественникам с детьми младше 7 лет должен быть предоставлен пропуск в комнату матери и ребенка.
  2. Сохранение багажа до момента вылета.

Согласитесь, что гораздо удобнее ожидать перенесенный рейс, освободив руки от багажа, и устроившись в удобных условиях с детками. Список последующих услуг, входящих в обязанности перевозчика, зависит от продолжительности задержки.

Время задержки

В зависимости от продолжительности ожидания пассажиру предоставляются следующие услуги:

  1. Итак, что положено пассажирам при задержке рейса на 2 часа и более? Авиапассажир имеет право потребовать от компании возможность сделать 2 телефонных звонка за его счет в любой город мира и отослать 2 СМС.
  2. Еще что положено пассажирам при задержке рейса на 2 часа и более? Перевозчик должен обеспечить их напитками на выбор в нужном количестве.
  3. Горячее питание положено пассажирам при задержке рейса на 5 часов и более. После этого кормление осуществляется каждые 6 часов днем и 8 в ночное время.
  4. Случилась задержка рейса на 6 часов, что положено пассажирам? По истечении этого времени все путешественники должны быть обеспечены следующим:
  • Гостиничным номером до вылета. Помещение для отдыха предоставляется после 8 часа отсрочки рейса днем, после 6 часов - ночью.
  • Автотранспортом до гостиницы и обратно.

Прочие компенсации

Все озвученные услуги должны предоставляться пассажиру совершенно бесплатно. Никаких оправданий в этом случае быть не может, поскольку авиаперевозчик должен при любых условиях позаботиться о пассажирах. Ну а если рейс был задержан по вине организации, то отвертеться горячим обедом и гостиничным номером ей не удастся. В дополнение к этому пассажирам причитается:

  1. Денежная выплата в размере 3% от цены билета, умноженные на количество часов задержки.
  2. Компенсация в размере 0,25% от минимальной оплаты труда, умноженной на количество отложенных часов вылета.

В общей сумме за отложенный вылет авиапассажир сможет вернуть до 50% от цены билета (в зависимости от длительности ожидания). Если вылет так и не был совершен, то, без всякого сомнения, будет возвращена полная цена билета вдобавок к прочим компенсациям. Все указанные суммы действуют на российской территории, в странах ЕС размер выплат гораздо выше. В зависимости от времени отправления и дистанции, авиапассажир, который получил сообщение от перевозчика об отмене рейса меньше чем за 2 недели, может надеяться на компенсацию в размере 600 евро.

Важная информация

При задержке рейса на 14 часов что положено пассажирам? При такой долговременной задержке рейса не следует долго дожидаться того, пока авиаперевозчик оплатит питание и гостиницу. Можно все сделать самому, главное, сохранять все платежные документы (квитанции, чеки и прочее), поскольку все потраченные средства будут потом возвращены, но, правда, это будет сделано через суд.

Не знаете, что положено пассажирам при задержке рейса на 5 часов и более? А что делать, если предполагалась стыковка? Не следует волноваться по поводу пересадок. Если у вас предполагался стыковочный рейс, то перевозчик в любом случае должен будет обеспечить место в другом самолете, следующим к месту вашего назначения. Вам не придется доплачивать за билет ни копейки, даже в том случае, если вас разместят в бизнес-класс. Но если у вас был приобретен билет в бизнес-класс, а свободные места есть в экономе, то настаивать на возврате разницы нужно в обязательном порядке!

Время задержки рейса рассчитывается исходя из данных, указанных в посадочном билете. Перевозчиком, на собственное усмотрение, могут быть предоставлены дополнительные услуги на время заминки, но они не отменяют обязательные.

Как действовать при задержке чартерного рейса

Если вы собираетесь предъявить претензии, то непременно потребуется справка о задержке/отмене рейса. На посадочной квитанции от руки должно быть указано настоящее время вылета и поставлен штамп.

В случае непредоставления обязательных услуг во время ожидания рейса приобретите их самостоятельно, но обязательно сохраните все чеки. По прибытии предъявите их туроператору, его задача - разобраться с чартерным перевозчиком и стребовать возмещение компенсации.

Что необходимо знать о задержках чартерных рейсов

Авиаперевозчики регулярных и чартерных рейсов разделяют разные виды ответственности. В последнем случае вся ответственность лежит на туроператоре, зафрахтовавшем судно, а не на самом перевозчике.

Если произошла задержка рейса, что положено пассажирам? Закон гласит, что в независимости от причин изменения расписания, перевозчик обязан в установленные сроки предоставить пассажиру необходимы услуги, указанные выше.

Главное, что необходимо сделать, это получить штампик на стойке регистрации о задержке вылета. Если он есть, то вы сможете вернуть собственные средства, которые могли быть потрачены по причине того, что перевозчик не предоставил необходимые услуги либо сделал это с нарушением установленных временных рамок.

Разборки с возмещением средств могут дойти до суда, но чаще всего этого не происходит, все претензии рассматриваются в досудебном порядке. Подать заявку на компенсационную выплату можно в течение 6 месяцев с момента выполнения рейса, перевозчик/туроператор обязан рассмотреть ее в течение 30 дней.

Компенсационные выплаты при задержке рейса на российской территории

Обязательства авиаперевозчиков и права путешественников по вопросу получения компенсации за изменение времени вылета судна российского перевозчика или зарубежной организации, задержавшей авиарейс на территории России, регулируется Воздушным кодексом РФ.

Для получения выплаты за изменение вылета требуется поставить штамп на регистрационной стойке и еще получить соответствующую справку у представителя авиакомпании. Претензии принимаются в течение полугода с момента задержки рейса.

К претензионному заявлению требуется приложить билет на самолет с проставленным штампом и справку, подтверждающую этот факт. Кроме того, если вы оплачивали услуги самостоятельно, должны быть приложены все платежные документы (чеки за оплату питания, гостиницу, транспорт и прочее в период задержки). Претензию необходимо направить заказным посланием с описью по почте или вручить лично в руки агентам авиакомпании. В обязательном порядке сделайте копию письма для себя. Если требование будет вручаться представителю лично в руки, то не забудьте взять с него расписку о получении. Ответ следует ожидать в течение месяца с момента отправления.

Если рейс задержан европейской авиакомпанией или на территории ЕС

Если изменилось расписание рейса авиакомпании, зарегистрированной на территории ЕС или в аэропорту стран ЕС, тогда что положено пассажирам при задержке рейса на 3 часа, например? В этом случае пассажирам выплачивается компенсация, отказать в которой можно только по нескольким причинам:

  1. Террористический акт.
  2. Синоптические условия.
  3. Забастовка.
  4. Саботаж.

Атмосферные условия считаются поводом для отказа только в том случае, если были отложены все рейсы, следующие из этого аэропорта.

Для получения компенсации необходимо проштудировать регламент, и если ваша ситуация подходит под описанные там положения, то можно смело писать претензионное заявление на имя авиаперевозчика. Отсылаете письмо и ожидаете ответа. В случае отказа перевозчика в возмещении компенсации можно направить письмо в общество защиты прав потребителей той страны, откуда выполнялся вылет. Если и там будет отказ, то подавайте исковое заявление в суд той же страны.

Сумма выплаты будет зависеть от продолжительности задержки, а также расстояния между аэропортами отправления и прибытия.

Другой способ

Второй способ получить компенсацию - обратиться за помощью в организацию Compensair, которая полностью берет на себя всю бумажную волокиту по взысканию выплаты с авиаперевозчика, начиная от оформления первичного заявления до досудебной работы с локальными органами по защите прав потребителей в странах ЕС и судебного разбирательства. Кстати, проверить возможность получения компенсационной выплаты с конкретного задержанного рейса можно на их сайте совершенно бесплатно.

За проделанную работу сервисом удерживается сбор только при положительном результате. Вам платить ничего не придется, Compensair перечислит вам сумму уже за вычетом комиссии, обычно ее размер составляет 25%.

Авиаперелеты давно перестали быть уделом избранных. Путешествие на самолетах, безусловно, самый быстрый и мало утомительный способ оказаться в другом городе, стране или вообще на ином континенте. А при грамотном и заблаговременном планировании он может быть даже менее затратным, чем поездки на поездах или автомобилях.

От того с каждым годом все больше людей по всему миру отправляются в отпуска или командировки на самолетах. А потому многие наверняка хотя бы раз сталкивались с такой неприятной ситуацией как задержка своего рейса. Причин тому может быть множество, все-таки воздушные перевозки - это чрезвычайно сложный процесс, сбой на любом из его этапов чреват отсрочкой времени вылета.

Самые частые причины задержки рейса

  • Метеорологические условия

Из-за них движение самолетов может быть полностью приостановлено, либо потребуется дополнительная обработка воздушного судна, к примеру, специальным средством от образования наледи.

Нередки случаи, когда пассажирам одного рейса приходится ждать стабилизации погоды, а те, кто летит на самолете другого авиаперевозчика благополучно идут на посадку. Хитростей тут нет – дело в том, что так называемые погодные минимумы везде разные. Отличия в ограничениях по движению есть не только у лайнеров различных моделей, но и у каждого отдельного экипажа. Превышать разрешенные пороги крайне опасно.

  • Выявленные неисправности авиалайнера

Если они незначительны, то их устранят, как говорится, на месте, если же поломка технически сложна – самолет отправят на ремонт, а для пассажиров подыщут другое воздушное судно.

О задержке рейса из-за неисправности представители любой авиакомпании говорят неохотно. Это портит репутацию. И пугает многих пассажиров, даже тех, кто не страдает аэрофобией. Потому, чаще всего о том, что самолету потребовался ремонт, пассажирам не сообщается.

  • Позднее прибытие авиалайнера

Это одна из наиболее распространенных причин, которую публично озвучивают в аэропортах при задержке рейса – для пассажиров она звучит наиболее безобидно. И потому ей часто злоупотребляют.

  • Сбой в работе наземных служб

Если в цепочке всех необходимых действий, которые производят в аэропорту с самолетом за стыковочное время, с момента прилета до вылета, возникает задержка, это неизменно повлечет за собой и отсрочку рейса. Это может быть и медленное снятие багажа, и нерасторопная уборка салона, и опоздание нового экипажа - причин масса.

В большинстве случаев, когда посадка на борт авиалайнера откладывается на 20-30 минут, для многих это не представляет особых проблем. Но вот если ждать приходится по несколько часов, то пассажиры вправе требовать определенных компенсаций.

Если вы ждете заветного объявления о начале регистрации на свой рейс больше часа, в первую очередь нужно попросить объяснений у работников за информационными стойками. Надеяться на развернутое разъяснение причин задержки, конечно, не стоит. Скорее всего, вам сообщат о неблагоприятных погодных условиях или позднем прибытии рейса, что может и не соответствовать реальности.

В любом случае, надо попросить поставить в посадочном билете отметку о том, что рейс вылетел не вовремя . Она станет основанием для требования определенных бесплатных услуг, гарантированных Федеральными авиационными правилами.

При задержке рейса на срок до двух часов всем его пассажирам перевозчик обязан предоставить:

  • хранение багажа;
  • пребывание в комнате матери и ребенка тем, кто летит с детьми до семи лет.

Задержка рейса более двух часов

В этом случае российское законодательство предусматривает для каждого пассажира:

  • два звонка по телефону , причем не только по внутригосударственным, но и по международным линиям, или же два сообщения по e-mail;
  • за счет перевозчика должна быть организована раздача прохладительных напитков .

Задержка рейса более четырех часов

Если томиться в ожидании в залах аэровокзала приходится уже больше четырех часов, то пассажиры вправе требовать горячее питание .

Впоследствии правилами регламентировано, что горячая пища должна подаваться в дневное время с интервалом в 6 часов, а в ночное - каждые 8 часов.

Задержка рейса на 6 часов и более

Когда вылет задержан на четверть суток или более, авиаперевозчику придется раскошелиться и оплатить пребывание в гостинице своих не улетевших вовремя пассажиров.

Отель предоставляется , если рейс задержан на срок более 6 часов ночью, или более 8 часов днем; дорогу к гостинице также оплачивает авиакомпания.

На какие компенсации можно рассчитывать

Дополнительные расходы перевозчика ожидают и в том случае, если рейс задержан по его вине. Согласно «Воздушному кодексу РФ» за каждый час ожидания пассажиру полагается возмещение - 3 процента от цены билета . А еще - по четверти процента от размера МРОТ , также каждый час задержки вылета. Правда, не больше, чем половина стоимости билета.

По Закону «О защите прав потребителей» авиакомпания будет обязана и компенсировать пассажирам те убытки, которые они понесли из-за опоздания в пункт назначения. Это могут быть оплаченные билеты на другой вид транспорта, в театры, мюзиклы, оперы, концерты или на экскурсии. Соответственно, не забывайте сохранять все квитанции об оплате и сами билеты .

Если авиабилеты входили в стоимость туристической путевки, то от перевозчика можно потребовать и компенсации за оплаченные, но пропущенные дни проживания в гостинице. Претензию в этом случае надо подать в течение 20 дней после момента окончания действия договора об оказании туристических услуг, то есть сразу по возвращении домой.

Когда задержка одного рейса становится причиной опоздания на стыковочный рейс той же авиакомпании, то пассажиров бесплатно перевезут другим самолетом. При этом им не придется доплачивать за места в бизнес-классе, если в «экономе» уже нет свободных кресел. А вот если у вас был оплачен полет в «бизнесе», а лететь предлагают в бюджетном хвосте самолета - требуйте возвращения разницы в цене.

Есть шанс взыскать с авиафирмы и моральный, и материальный вред из-за упущенной вследствие опоздания выгоды. В этом случае, доказательствами станут разработанные презентации проектов, бизнес-планы, бланки подготовленных на подпись контрактов и др.

Как добиться компенсации?

Если перевозчик не выполняет своих обязательств, не огорчайтесь. Сначала потребуйте у администрации аэровокзала справку о задержке вылета вашего самолета с указанием причины . А затем смело отправляйтесь в ресторан и заказывайте любое блюдо, снимайте номер в гостинице, добирайтесь до нее на такси (тут главное пользоваться услугами официальных фирм, которые выдают чеки) - все это впоследствии возместит авиаперевозчик.

В нашей стране в течение полугода после неприятного происшествия нужно направить авиакомпании претензию с просьбой возместить свои незапланированные траты. К бланку заявления надо приложить ксерокопии билета, справки о задержке рейса и всех имеющихся чеков, выданных в ресторане, гостинице, такси и пр.

Против такого набора бумаг в нашем бюрократическом государстве устоять сложно - почти наверняка фирма-перевозчик оперативно решит вопрос в вашу пользу. По закону рассматривать подобные обращения пассажиров можно не дольше одного месяца .

Но если руководство авиакомпании не захочет решать проблему полюбовно - пишите исковое заявление в суд . К нему также нужно приложить копии чеков, квитанций, справок, а также официальный ответ представителей авиакомпании на просьбу возместить расходы.

Добиваться возврата своих денежных средств через систему российского судопроизводства дело, конечно, не самое быстрое и приятное. Но если действовать решительно, то добиться возмещения можно с минимальными временными потерями.

Итак, если подытожить все вышесказанное, то отправляясь в авиапутешествие, надо быть готовым к возможности вылета не в обозначенное в расписании полетов время. Нужно сохранять все отчетные документы, полученные во время долгого вынужденного пребывания в аэропорту (чеки, квитанции, справки), а также оплаченные, но не использованные из-за опоздания билеты на развлекательные мероприятия в том месте, куда летите.

И, пожалуй, самое главное, всегда имейте на счету дополнительные финансовые средства - они потребуются, если авиаперевозчик откажется выполнять свои обязательства по организации питания и размещения в гостинице пассажиров задержанного рейса. Но все понесенные траты потом будут возмещены.

Видео на тему: «Что делать, если рейс задержали»

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.