"Самолёты Судного дня". Воздушные командные пункты

Ил-80 является воздушным командным пунктом, созданным на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-86 . Разработан в 1980-х годах для осуществления управления формированиями Вооружённых сил и Сил специального назначения. Другое название самолёта: Ил-86ВКП.

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса. Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Однако не следует делать поспешных выводов и обвинять в «кровожадности» или «агрессивных намерениях» наш Генеральный Штаб. Аналогичный самолёт (который и стал прототипом для разработки Ил-80) в США был разработан уже в начале 70-х и принят на вооружение в 1974 году под названием Boeing E-4. Так что создание Ил-80 стало также и естественной реакцией руководства СССР на своё отставание в данной области.

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2019 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Краткий обзор Ил-80 и его характеристики

Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и тремя основными. При этом для более равномерного давления на взлётно-посадочную-полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными тележками.

Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86 стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта «Судного Дня» установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования самолёта.

Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта, а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.

Лётно-технические характеристики Ил-80:

  • Двигатели:
    • 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
    • 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
    • Тактико-технические характеристики:
      • Экипаж — 5 чел. (летный состав)
      • Длина — 59,5 м
      • Размах крыла — 48,1 м
      • Высота — 15,8 м
      • Площадь крыла — 320 кв.м
    • Масса взлетная нормальная — 208000 кг
    • Скорость максимальная — 970 км/ч
    • Скорость крейсерская — 850 км/ч
    • Скорость посадочная — 275 км/ч
    • Дальность полета — 3600 км
    • Практический потолок — 11000 м
    • Оборудование – комплекс технических средств 83Т120.
    • На фюзеляже расположены следующие антенны:
      • КВ-приёмная антенна.
      • КВ-передающие антенны.
      • СДВ-передающие выпускные антенна.
      • СДВ-приёмная антенна.
      • Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.

    Достоинства и недостатки Ил-80

    Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня». Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

    Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

    Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Boeing E-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

    Заключение

    Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ил-80 представляет собой воздушный командный пункт, выпущенный в КБ Ильюшина в конце 1980-х на базе самолета Ил-86.

29 мая 1985 года самолет совершил свой первый полет с аэродрома Придача. Им управлял опытный летчик-испытатель Станислав Близнюк.

В случае вооруженного конфликта с использованием ядерного оружия самолет будет находиться в распоряжении Вооруженных Сил. При создании модели приняты меры по снижению воздействия ядерного взрыва, к примеру, минимальное число люков, отсутствие иллюминаторов.

Визуально от своего прототипа самолет отличается наличием крупного накладного отсека, находящегося в носовой части фюзеляжа, в которой размещается разное радиоэлектронное оборудование. Выбор исходного типа самолета обусловлен большими внутренними объемами кабины пассажиров Ил-86, которая легко вмещала специальную аппаратуру. Иллюминаторы в Ил-80 отсутствуют, а на крыле находятся доппилоны с электрооборудованием. У части самолетов есть штанга для возможности дозаправки в воздухе. Выпускная тросовая антенна находится в хвостовой части, ее длина около 8 километров. Она используется для связи с подводными лодками. Приняты меры, направленные на защиту самолета от ядерного удара, что уже было указано выше. Среди прочих конструктивных особенностей уменьшенное количество в фюзеляже входных люков.

Всего произвели четыре таких самолета. Все они находятся в Отдельной авиационной эскадрилье ретрансляции и управления 8 авиационной дивизии, а с 1997 г. переданы в 3-ю авиационную эскадрилью в/ч 15650.

Самолет с номером 93645 (86147) принял участие в воздушной части парада в Москве в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Ил-80 видео

Ил-80 участвовал в проходе над Жуковском 12 августа 2012 г. в честь празднования 100-летия ВВС РФ.

Огромный горбатый кит, с сильным ревом проплывающий в небе, может вызывать приток адреналина у каждого, кому повезло наблюдать за его полетом. Внешний вид этой машины выступает визитной карточкой аэродрома Чкаловский. Что касается внутренностей, то можно сказать, что они хранят настоящую государственную тайну, многие загадки до сих пор остаются нераскрытыми. Воздушные командные пункты – 4 самолета Ил-86ВКП − в своей основе имеют гражданскую модель и в наше время остаются одними из закрытых образцов отечественной авиатехники.

В основе модели использовался Ил-86 в 144-м масштабе от «Звезды».

Несмотря на внешнюю схожесть всех четырех Ил-86ВКП, их нельзя назвать близнецами. Помимо отсутствия или наличия штанги дозаправки, они отличаются количеством, формой и расположением различных антенн.

Как уже было сказано, модель не имеет иллюминаторов. Так как на прототипе отсутствуют 5 из 8 дверей и грузовой люк, конструкторы их тоже удалили. Но появился горб, который был сделан из эпоксидной смолы. Сзади добавились стегозавровые пластины антенн, характерные для борта 86147. Они были вырезаны из пластикового проездного. Антенна гаргротового типа, отходящая от киля, состоит из сточенного до половины литника. Две подобные антенны, созданные из смолы, в свою очередь находятся на нижней составляющей фюзеляжа самолета, за средней стойкой шасси.

Создание подвесных гондол турбогенератов – самый сложный этап сборки модели самолета. Для их создания проводился поиск геометрической основы, который завершился проведением комплекса глубоких пластических операций внешних топливоводов от КC-97А Stratofreighter. В основу пилонов взяты фрагменты колеей от свое модели Су-27.

Штанга дозаправки, прочие трубки и антенны ПВД состоят из тянутых литников различных диаметров и формы. Модель окрашивалась ревелловской эмалью: все белые поверхности были ею задуты. Остальное же красилось акрилом. Вдоль борта были нанесены вручную синие полосы с использованием масок. Надпись «Аэрофлот» и номера сделаны самодельной декалью.

В результате на выпуск модели потратили чуть больше года работ, которые регулярно прерывались постройкой остальных моделей.

Ил-80 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 48.06
Длина самолета,м 59.54
Высота самолета,м 15.81
Площадь крыла,м2 320.0
Масса, кг
нормальная взлетная 208000
Тип двигателя 4 ТВД Кузнецов НК-86
Тяга, кгс 4 х 13000
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 3600
Экипаж, чел 5

1 декабря "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК, входит в госкорпорацию "Ростех") объявила о создании воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения на базе самолета Ил-80. Самолет будет поставлен Минобороны РФ до конца 2015 года.

Воздушный командный пункт на базе Ил-80 входит в систему воздушных пунктов управления Вооруженных сил РФ. Он предназначен для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи, быстро меняющейся оперативной обстановки, а также в случае применения противником ядерного оружия. Именно по этой причине самолеты подобного типа принято называть "самолетами Судного дня". Только две страны в мире обладают таким вооружением - Россия и США. Аналог российского Ил-80 - американский Boeing E-4B.

О возможностях комплекса

Заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков отметил, что новое поколение российских воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Третье поколение "апокалиптических машин"

Ранее гендиректор НПП "Полет" (входит в ОПК) Александр Комяков рассказал, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения , но о сроках и характеристиках самолета говорить рано.

Его основное преимущество - это живучесть. Если известные объекты с наземными координатами противник может уничтожить, то воздушный КП уничтожить сложнее, так как он постоянно меняет место дислокации. У американцев подобные самолеты получили название "самолета Судного дня". Их задача - организация сетей связи в абсолютно неприспособленных условиях, когда наземная инфраструктура для этого отсутствует, либо полностью разрушена

Александр Комяков

генеральный директор НПП "Полет"

Подробнее о стоящем на вооружении Воздушно-космических сил РФ "самолете Судного дня" и его американском аналоге – в материале ТАСС.

Ил-80 (Ил-86ВКП)

Воздушный командный пункт предназначен для управления подразделениями российской армии в ходе военных конфликтов с использованием ядерного оружия.

Разработан в КБ им. С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86, отсюда и варианты в наименовании самолета - Ил-80, Ил-86ВКП и Ил-87.

По данным из открытых источников, первый полет совершил 29 мая 1985 года, а с полностью укомплектованный оборудованием - 5 марта 1987 года.

10 июля 1991 года НПП "Полет" и Минобороны СССР заключили договор о разработке унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета.

В 1992 году самолет принят на вооружение. Однако, по неподтвержденным данным, его испытаниябыли завершены лишь в 1995 или в 1997 годах.

Также в 1992 году появились первые снимки самолета, сделанные западными фотографами.

Было выпущено 4 самолета этого типа - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149.

Они находились в эксплуатации Отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. С 1997 года переданы в 3-ю Авиационную эскадрилью, дислоцированную на аэродроме Чкаловский в Подмосковье.

  • длина самолета 59,54 м
  • размах крыла 48,06 м
  • нормальная взлетная масса 208 т
  • крейсерская скорость 850 км/ч
  • дальность полета 3 600 км
  • практический потолок 11 000 м
  • оснащен 4 двигателями НК-86 тягой по 13 000 кгс каждый
  • бортовой комплекс технических средств включает до 300 единиц аппаратуры.

15 апреля 1997 года Минобороны России заключило договор с АК им. Ильюшина на разработку эскизно-технического проекта по модернизации Ил-80 и Ил-82. Однако о реализации этого договора ничего неизвестно.

Boeing E-4B

По данным из открытых источников, воздушные командные пункты предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

"Апокалиптические машины" могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента "самолет Судного дня" сопровождает его, как и адъютант с "ядерным чемоданчиком". Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

В США E-4B также называют "doomsday planes" (самолеты "конца света"). Четыре самолета состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска. Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует со Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.

Летно-технические характеристики E-4B являются секретной информацией.

Мощь современной Российской армии ни одна страна не ставит под сомнение после начала операции в Сирии. При этом у военных есть план, который обеспечит защиту государства даже в случае смерти главнокомандующего.

ПО ТЕМЕ

В критической ситуации на помощь придет "самолет Судного дня", который привел в ужас американских военных, – Ил-80. Экипаж этого воздушного командного пункта, который оборудован по последнему слову техники, может отдавать приказы всем видам войск и даже запускать ядерные ракеты. Связь самолету обеспечивает уникальная спутниковая система, а также выдвижная антенна длиной около восьми километров. "С этого самолета на все шахты, где есть наши ядерные ракеты – "Рубеж", "Тополь", "Сатана", "Ярс", "Булава", поступает команда на пуск, на ответный удар по тому негодяю, который ударил по нашей стране", – рассказал изданию "Аргументы и факты" эксперт Андрей Караулов.

Тем не менее ни один самолет не может быть на 100% защищен от ударов, но на этот случай у российских военных есть запасной план. "А что будет, спрошу я тебя, если вдруг и Ил-80 сбили? Ну вот убили же президента, убили же министра обороны, убили начальника Генштаба, вдруг еще и самолет собьют. Что будет тогда?! Тогда вообще Хичкок отдыхает! В воздух взлетает новая ракета и летит по ломаной траектории (кстати, как и ракета "Рубеж" – величайшее создание академика Соломонова). И с этой ракеты уже из космоса идет команда всем нашим ядерным установкам на ответный удар ", – отметил Караулов.

По словам специалиста, в последние годы России удалось обогнать США в военном развитии на десятилетия. "Каждая ракета – это ручная сборка. Каждый может понять: если с Ил-80 автоматически поступает команда на старт всем ракетным установкам страны – какие же это технологии! И все это мы не купили у американцев, как не купили и композитные материалы, это все наше производство, наши разработки ", – добавил он.

Министерство обороны РФ до конца текущего года , предназначенный для управления Вооруженными силами в условиях войны с применением ядерного оружия.

«Объединенная приборостроительная корпорация», входящая в «Ростех», 1 декабря сообщила об успешном завершении государственных испытаний воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения.

«Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел госиспытания и до конца 2015 года будет передан заказчику», — говорится в пресс-релизе компании.

« Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения» , — заявили в «Объединенной приборостроительной корпорации».

«Ночной дозор», всем выйти из сумрака!

Техника подобного рода является уникальной и имеется в распоряжении только двух стран - США и России.

Впервые подобные летающие пункты управления были созданы в США во второй половине 1970-х годов. В 1979 году появилась новая модификация с усиленной защитой от поражающих факторов ядерного взрыва, получившая название E-4B «Nightwatch» («Ночной дозор»). Однако, с легкой руки американских журналистов, эти лайнеры получили название «самолеты Судного дня» или «самолеты конца света».

Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

Американские «самолеты Судного дня» могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Каждая машина способна поднять в воздух более сотни человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолет судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

Советскую версию «лайнера Судного дня» создали на базе Ил-86

Советский «самолет Судного дня» начал разрабатываться в 1980-х годах в КБ Ильюшина на баз первого советского пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-86.

Новый самолет получил название Ил-80. Как и его американский аналог, он был предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. Для максимального обеспечения защиты от поражающих факторов ядерного взрыва у Ил-80 отсутствуют иллюминаторы, а количество люков сокращено до минимума.

Визуально от своего прототипа Ил-86 советский «самолет Судного дня» отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Кроме того, Ил-80 оснащен всеми возможными видами связи, включая оборудование для связи с подводными лодками, находящимися на боевом дежурстве.

Как и в США, в СССР было создано четыре «самолета Судного дня», однако на вооружение они были окончательно приняты лишь в 1992 году, то есть уже после распада СССР.

В 1997 году российские «самолеты Судного дня» были переданы в сформированную 3 Авиационную эскадрилью, базирующуюся на подмосковном аэродроме Чкаловский.

Списать нельзя модернизировать

Вопрос о целесообразности использования «самолетов Судного дня» в последние годы активно обсуждался в военном руководстве как США, так и России.

В 2004 году администрация президента Джорджа Буша сняла с режима 24-часовой готовности Е-4В и они стали использоваться для международных визитов, а также как временные штабы в случае возникновения стихийных бедствий национального масштаба. В 2006 году министр обороны Дональд Рамсфелд сообщил, что «самолеты Судного дня» будут списаны до 2009 года. Затем, однако, этот срок был продлен до 2015 года. А в начале 2015 года стало известно, что главный финансист министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в Конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования, установленного на президентских лайнерах и воздушных командных пунктах управления всеми вооруженными силами США. Два самолета Boeing 747-200B, на которых летает глава государства, и четыре E-4B Nightwatch, являющиеся мобильными командными пунктами, должны получить высокоскоростной доступ в интернет, широкополосную спутниковую связь, а также специальные коммуникационные каналы высокой надежности и пропускной способности. Вряд ли расходы на обновления, оценивающиеся в 79 миллионов долларов, могут относиться к «списываемым» лайнерам.

Работы над третьим поколением уже ведутся

В России после некоторых колебаний также была сделана ставка на обновление «самолетов Судного дня», однако одним обновлением средств связи дело не ограничилось. По сути, на базе все того же самолета Ил-80 создан абсолютно новый комплекс управления Вооруженными силами с применением всех современных технологий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.